25.09.2006

Отборное зрительское телевидение



По мере того как YouTube разрастается до монструозных размеров за счет сотен тысяч пользователей, которые подгружают видео на этот проект, возникает проблема массового накопления информации. В горах видеороликов можно найти что-то интересное, только если очень долго искать и точно знаешь, что ищешь. Это естественный процесс замусоривания любого проекта, основанного на большом участии пользователей в создании контента. Есть подозрения, что с ним нельзя бороться, сохраняя полностью открытую модель работы. Но зато этот процесс становится стимулом к созданию более разборчивых проектов. Те из них, что появляются сейчас, все больше тяготеют к связке с достаточно традиционным ТВ.
То есть все, что касается словосочетания "интернет-телевидение", очень туманно и неопределенно, понимают его то излишне расширенно, то излишне узко. Будем считать, что ТВ - это все тот же видеоконтент, который люди могут смотреть на вполне обычном телевизоре. Все остальное - это какие-то движущиеся картинки, которые могут создаваться и распространяться любыми возможными способами, но телевидением они могут называться, лишь когда в отредактированном виде передаются в телевизоры зрителей. При таком понимании интернетТВ - это такая селекционная площадка, в рамках которой происходит отбор ценного и неценного, организуется сообщество зрителей и что либо еще.
Именно по последнему пути сейчас идет развитие сразу нескольких проектов. По такой модели Viacom собирается создавать музыкальный канал, так же делает компания Current TV. Последний случай - совместно с Yahoo! Video запущен проект, в рамках которого есть несколько тематических категорий каналов, где люди могут подгружать свое видео. В принципе и "головной" Current TV работает по такой же схеме. То есть полной свободе и хаосу роликов на YouTube противопоставляется достаточно четкий формат по теме. По качеству тоже ведется отбор как редакторами-модераторами, так и участниками проекта. Традиционные голосования, рэнкинги, внутренние иерархии контента и пользователей, которые сейчас используются везде, где только можно и нельзя, тоже присутствуют. Но для Current TV это не столько вещь в себе, сколько система пропускныхбилетов в настоящий телеэфир. Точнее, это главная приманка для пользователей, мотивирующая их снимать не абы что и абы как, а стараться делать качественное видео. Кроме того, есть еще одна приманка в виде денег, которые выплачиваются авторам лучших видео. Схема мотивации проста: деньги и слава. С деньгами все понятно, а славу обеспечивает возможность показать свое творение в настоящем телевизоре. Схема вроде бы идеальная, но YouTube все равно популярнее, если измерять в количестве посетителей, количестве видеороликов, которые загружаются ими ежедневно. Эта популярность естественна, поскольку нет никакой установки на серьезное занятие, нет ни намека на славу или деньги. Есть развлечение в виде подкидывания в гигантскую кучу движущихся картинок еще нескольких.
Этот процесс не требует никаких усилий, поэтому он и массовый. Но уже сейчас эта гигантская куча видео все больше становится похожей на помойку, которую с трудом можно разобрать всеми существующими методами пресловутого web 2.0., тэги, группы и рекомендации работают только до определенного момента накопления критической массы данных. Сейчас завершается фаза первого, самого бурного роста накопления видео в интернете. И скоро настанет второй этап, когда начнут создаваться и множиться более узкие тематически и форматно проекты. Лучше всего это будет получаться у компаний, имеющих выход на телевидение или прочие традиционные поля славы. Интернет ведь им так и не смог стать, да и не станет никогда, пожалуй.

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"