26.09.2006

Больше тысячи питерских компаний вынудят заняться ребрэндингом



Меньше чем через полтора года всем петербургским компаниям придется исключить слова «Санкт-Петербург» или «Петербург» из своих названий. Ликвидации также подлежат все компании-двойники.

Такая норма содержится в проекте части IV Гражданского кодекса РФ, который 20 сентября депутаты Госдумы России приняли в первом чтении. Вступить в силу он должен 1 января 2008 года.

Проект, как сообщает fontanka.ru, предусматривает запрет на включение в фирменное название юридических лиц официального наименования субъекта Российской Федерации - «Санкт-Петербург», «Ленинградская область», «Москва» и т.д., а также производных от таких наименований, как «петербургская», «СПб», «С.-Петербургская», «Петер...» и пр.

Исключение сделано для акционерных обществ, 75% акций которых принадлежит самому субъекту Федерации.

В настоящее время слово «Петербург» входит в названия более полутора тысяч юридических лиц, зарегистрированных в городе, но только акции не более десяти – двадцати компаний принадлежат КУГИ.

То есть все остальные должны будут к концу будущего года поменять названия. В том числе банки «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития», «Международный банк Санкт-Петербург» и т.д., средства массовой информации («Санкт-Петербургские Ведомости», «Телерадиокомпания «Петербург», «Вечерний Петербург» и др.), гостиницы («Москва», «Санкт-Петербург»), энергокомпании («Петероэлектросбыт», «Леноблагаз», «ПетербургГаз» и др.) и многие другие организации.

Переходного периода для компаний, уже включивших спорные словосочетания в свое название, не предусмотрено.

Зато в проекте указано, что если фирменное наименование юридического лица не соответствует установленным требованиям, то орган, осуществляющий государственную регистрацию (Федеральная налоговая служба), вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

По словам специалистов, для небольших фирм смена названия влечет проблемы больше организационного плана: изготовление новой печати, бланков, уведомление клиентов, переоформление договоров и т.п., а вот ребрэндинг крупных компаний может стоить не один миллион рублей.

Наибольшие проблемы возникнут у компаний-двойников.

Принятый еще в 1994 году Гражданский кодекс РФ предусматривал недопустимость регистрации юридических лиц с тождественными наименованиями. Но эта норма стабильно не выполнялась в течение прошедших двенадцати лет. Равно как и в действующем законодательстве о регистрации нет ни нормы, позволяющей налоговому органу отказать в регистрации фирмы-двойника, ни методики проверки создаваемых компаний на тождественность названий. В итоге сегодня в России существует 400 организаций «Виктория», 270 «Катюш» и т.д. Не говоря о том, что в городе, например, несколько коммерческих "Гостиных Дворов" и "Домов книги".

Теперь «двойников» решено исключить. Правда, прямой запрет на повтор названий накладывается только если «двойник» осуществляет аналогичную деятельность.

В этом случае законным признается наименование того юридического лица, которое было зарегистрировано первым. Оно может потребовать от «двойника» сменить название и взыскать убытки, включая упущенную выгоду. Причем статус фирменного наименования стоит выше, чем право на товарный знак: если фирма будет зарегистрирована раньше, чем конкурент получит свидетельство на товарный знак – прав будет первый.

adlife.spb.ru