26.09.2006

Работодатель платит за звонящего. Введение в России принципа "платит звонящий" обернулось еще и новыми расходами для работодателей



Как только входящие стали бесплатными, офисные сотрудники принялись звонить по личным делам с рабочих телефонов, тратя не только время, но и деньги своих работодателей. Речь идет о заметных суммах: счета за фиксированную связь в некоторых компаниях увеличились примерно на 20%. И с этим, похоже, придется смириться: кадровики говорят, что ограничения могут быть гибельны для мотивации сотрудников.
Как стало известно "Бизнесу", сотрудники нескольких крупных компаний получили запрет на звонки с рабочих телефонов на мобильные. Естественно, он касается только личных разговоров. Пока этот запрет никак не регламентирует ответственность за его нарушение и носит лишь рекомендательный характер. И действительно, отследить нежелательные звонки большинства сотрудников крайне сложно: разобраться в детализированном счете и отделить личные звонки от деловых невозможно, здесь приходится уповать только на сознательность сотрудников. Блокировать же "восьмерку" в подавляющем большинстве компаний равноценно закрытию бизнеса.
ИТ-директор одной из компаний, где был введен запрет, рассказал "Бизнесу" о причинах, вынудивших руководство на такой шаг. "В нашей компании работают более 500 сотрудников. При том, что минута разговора при звонке на мобильный стоит 1,5 руб. плюс НДС, счета за телефонные переговоры стали весьма внушительными - наши расходы на фиксированную телефонную связь увеличились примерно на 20%.
В такой ситуации мы были вынуждены запретить нашим сотрудникам звонить на мобильные по личным вопросам",- говорит источник "Бизнеса".
По его словам, пока в компании не видят путей воздействия на сотрудников и надеются лишь на их сознательность. "Запрет мы ввели в сентябре, поэтому то, насколько он результативен, станет ясно лишь в октябре.
Тогда руководство компании и определится со штрафными санкциями для разговорчивого персонала",- заключил собеседник "Бизнеса".
Начальник управления по информации и связям с общественностью МГТС Екатерина Хаустова отмечает, что для юридических лиц все исходящие звонки и так были платными еще до введения CPP, правда, тогда они были дешевле - 40 коп. за минуту против нынешних 1,5 руб.,- а платные входящие на мобильные сдерживали разговорчивость сотрудников. По ее словам, структура трафика у юрлиц на данный момент схожа с трафиком частных абонентов.
"Однако мы пока не располагаем картиной по сентябрю, вполне вероятно, что после периода отпусков работники начали активно пользоваться служебными телефонами в личных целях",- добавляет Хаустова.
В компании "Голден телеком" говорят, что их клиенты пока не столкнулись с такой проблемой либо пока просто не обращались с ней в компанию.
"Пока ни один из наших клиентов не попросил принять какихлибо мер. Конечно, можно отключить выход на "восьмерку", однако это неизменно создаст массу проблем. Данных по структуре трафика за сентябрь пока нет, возможно, именно по результатам первого осеннего месяца наши клиенты и озаботятся этим вопросом",- сообщили "Бизнесу" в пресс-службе компании.
А вот в компании "Центральный телеграф" проблему злоупотреблений со стороны персонала признают и даже рассматривают возможность введения ограничений внутри компании. "В связи с введением принципа CPP перед крупными компаниями действительно встал вопрос об оптимизации расходов на связь.
Однако введение ограничений во многом зависит от бизнеса самой компании. Перед Центральным телеграфом также стояла такая задача, но мы решили отложить принятие решения на три месяца, чтобы проанализировать ситуацию с входящим и исходящим трафиком не только в летний, но и осенний период, когда активно начинается офисная жизнь",- сообщил "Бизнесу" генеральный директор ОАО "Центральный телеграф" Ваагн Мартиросян.
С точки зрения мобильных операторов, прояснить картину изменения трафика пока также невозможно. Все операторы "большой тройки" будут готовы подвести первые итоги введения CPP лишь после третьего квартала. Зато региональные операторы уже предоставили информацию по изменению трафика. По данным Ассоциации региональных операторов, количество звонков с фиксированных на мобильные номера в августе нескольковыросло. Однако и по этим данным сложно делать какие-то выводы, ведь август - традиционно время отпусков.
Старший консультант iKSConsulting Маргарита Зобнина предполагает, что по итогам сентября трафик исходящих звонков с фиксированных на мобильные может существенно измениться по сравнению с августовскими показателями.
"В августе люди были в отпусках, и этот сезонный фактор не давал точной картины положения дел в структуре трафика.
Думаю, количество звонков в сентябре вырастет. Когда сотруднику компании оплачивают мобильный телефон, он помимо рабочих целей активно пользуется им и для личных звонков. Что уж говорить о телефоне, стоящем на столе каждого работника. Естественно, люди будут пытаться оптимизировать свои расходы за счет компании",- считает Зобнина.
Как бороться с недобросовестными сотрудниками, пока не совсем понятно. Отключение "восьмерки" может стать выходом для некоторых компаний.
"Отключение выхода на межгород совсем необязательно влечет собой потерю возможности набора на межгород. Можно исключить возможность набора только на мобильные, или наоборот, только на межгород",- говорит Екатерина Хаустова.
Однако, по ее словам, наиболее рациональный выход - это работа с собственными сотрудниками. "Мы можем предоставить руководству компании детализированный отчет по каждому номеру. Зная об этом, работники компаний должны сократить количество личных разговоров",- добавляет Хаустова. А в компании "Центральный телеграф" видят решение в использовании карт предоплаты, которые позволят ограничить количество нежелательных вызовов и значительно сократят расходы на связь.
Сотрудникам одной из компаний, где запрет уже введен, придется отчитываться перед начальниками отделов за все переговоры отчетного периода. "В конце каждого месяца мне помимо текущей работы, придется составлять еще и отчет о своих разговорах, который начальник отдела будет предоставлять руководству",- рассказывает сотрудник "экономной" компании. В другой фирме, где персонал получил предупреждение, санкции пока не определены, однако сотрудники уже недовольны нововведением. "Около шести месяцев в компании действует ежемесячный лимит на интернеттрафик, при превышении которого доступ в сеть автоматически отключается. Думая о том, что теперь мне предстоит еще и копаться в телефонном счете, отмечая личные и рабочие звонки, я склоняюсь к мысли о поиске нового места работы",- говорит менеджер по продажам этой компании.
Таким образом, при введении подобного рода запретов перед руководством встает проблема лояльности сотрудников. "Любые запреты всегда не лучшим образом отражаются на обстановке в коллективе и мотивации персонала. Особенно это касается ограничений на коммуникации - интернет и телефон, без которых невозможна полноценная работа. А если за это нужно еще и отчитываться каждый месяц, обстановка портится еще больше",- говорит независимый специалист по персоналу Наталья Лупиева. "На мой взгляд, руководству стоит серьезно оценить необходимость введения ограничений - кадровые потери могут быть несопоставимо серьезнее увеличения затрат на связь",- полагает она.

ИВАН МАЦАРСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"