27.09.2006

Взятка International. Россия входит в число стран, где наиболее распространены взятки ради выгодных контрактов



Россия входит в число стран, где наиболее распространены взятки ради выгодных контрактов, показало очередное исследование Transparency International. Однако самые известные мировые компании тоже не гнушаются стимулировать иностранных чиновников, публично демонстрируя свою прозрачность и законопослушность.

В результате опроса 11 тыс. руководителей предприятий из 126 стран международная неправительственная организация Transparency International выяснила, что среди государств, чьи компании более всего склонны давать взятки, чтобы получить выгодные контракты, значатся Россия, Китай, Индия и Бразилия. При этом практика «подмазывания» относится как к зарубежным, так и внутренним контрактам.

Полностью исследование должно быть опубликовано только на будущей неделе. Однако во вторник британское издание Financial Times поговорило о нем с директором Transparency International Давидом Нуссбаумом. Так называемый «индекс взяткодателей» был составлен применительно к 30 ведущим государствам-экспортерам.

В процессе исследования выяснилось забавное обстоятельство – одни и те же компании на разных рынка ведут себя по-разному. Например, Нуссбаум отмечает, что взятки дают не только фирмы упомянутых четырех быстро растущих в экономическом отношении государств. «Очевидные двойные стандарты», по его словам, применяют и многие западные компании. Они утверждают, что покончили с коррупцией у себя дома, но вовсю пользуются взятками для получения зарубежных контрактов. Поэтому простыми административными мерами взяткодетельство не побороть. Авторы исследования отмечают, что высокие юридические стандарты в каждой стране – не единственный шаг, который необходим для обуздания коррупции.

Действительно, еще в 1977 году в США был принят закон о борьбе с коррупцией за рубежом, запрещающий американским бизнесменам в борьбе за контракты выплачивать иностранцам «комиссионные» или «консультационные», то есть давать взятки. Сначала остальной мир не понял этого шага, ведь в большинстве западных стран такие «иностранные выплаты» даже поощряются: например, их можно списывать с налогов как производственные расходы.

«С апреля 1994-го по май 1995 года администрации США стало известно почти о 100 случаях, в результате которых иностранные взятки помешали американским фирмам заключить контракты на $45 млрд», – жаловался в 1996 году тогдашний внешнеторговый представитель США Микки Кантор. Но затем Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), куда входят 26 индустриально развитых стран, поддержали США. Страны – члены ОЭСР в конце 1990-х годов приняли законы, запрещающие компаниям платить взятки за границей. Однако Нуссбаум считает, что эти законы могли бы заставить компании быть более осторожными при уплате комиссионных в развивающихся странах, но они не применяются, и это сводит на нет весь положительный эффект. «Правительства развитых стран принимают законы, но потом делают слишком мало или вообще ничего не делают для того, чтобы они исполнялись. Это лицемерие», – сказал директор Transparency International.

Для иллюстрации размаха взяточничества можно прежде всего вспомнить дело о коррупции при реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», в ходе которой, как утверждают, 2,4 тыс. компаний разных стран выплатили $1,8 млрд в виде взяток. Целью программы было оказание помощи иракскому населению в условиях санкций, наложенных на Багдад после оккупации Кувейта в 1990 году. Но вместо этого программа превратилась в гигантскую коррупционную машину.

Взятки платили даже такие известные компании, как немецкие DaimlerChrysler и Siemens, шведская Volvo, британская группа Weir, французская BNP-Paribas, итальянская Italtech. Упоминалась в этих списках и российская нефтяная компания «ЛУКойл». А четыре компании, торгующие нефтью, были заподозрены в заговоре ради доминирования в торговле иракской нефтью: BayOil (Багамы), Glencore (Швейцария), Vitol (Нидерланды), Taurus (Новая Зеландия).

Кроме этого, можно вспомнить и другие коррупционные скандалы. Так, например, в 2003 году компанию «Хэллибертон», которую долгое время возглавлял вице-президент США Дик Чейни, обвинили в завышенной оплате обеспечения войск США на Ближнем Востоке. Видимо, кувейтские и саудовские поставщики «договаривались» с «Хэллибертон», выставляя ей завышенные счета, а компания, в свою очередь, «транслировала» их американской казне. В результате в укрывательстве взяткодателей стали обвинять и саму администрацию США.

Другой громкий скандал был связан с работой американцев на постсоветском пространстве. В 2005 году американский нефтяной консультант Джим Гиффен был обвинен в даче взяток руководителям Казахстана включая президента, общей суммой на $84 млн, когда в 1990-х он выступал посредником при заключении сделок с корпорацией «Мобил Ойл» и другими американскими компаниями.

Эти и другие примеры показывают, что к выплате незаконных комиссионных прибегают самые влиятельные и знаменитые компании, официально гордящиеся своей открытостью и законопослушностью. И это в очередной раз свидетельствует о том, что коррупцию победить крайне сложно. // Екатерина Мереминская

Газета.RU