27.09.2006

Метро построят без денег и электричества



В ближайшие три года в московском метро должно прибавиться 24 км новых линий и 13 станций. Правда, планы метростроевцев могут провалиться: ни денег, ни достаточного количества свободных энергомощностей для них нет.

Во вторник московское правительство рассмотрело и в целом одобрило «План метростроения в Москве на 2007–2009 годы». Согласно документу, в 2007 году планируется строительство участка Люблинско-Дмитровской линии от станции «Чкаловская» через «Сретенский бульвар» до станции «Трубная» (с пересадкой на станции «Цветной бульвар»). А до 2009 года в строй должны быть введены еще две станции этой линии – «Достоевская» и «Марьина роща».

Также будет сформирован новый крупный пересадочный узел на станциях «Тургеневская», «Чистые пруды» и «Сретенский бульвар». Он позволит повысить работоспособность Люблинско-Дмитровской линии и разгрузить Таганско-Краснопресненскую на станциях «Выхино», «Рязанский проспект» и «Текстильщики». Еще больше облегчить жизнь жителям Юго-Восточного округа могло бы строительство ветки от «Выхино» в район Жулебино.

Однако эти планы, также обсуждавшиеся на правительстве, на корню зарубил председательствовавший на заседании и. о. мэра Юрий Росляк, заявивший, что Таганско-Краснопресненская линия и так уже перегружена и «необходимо рассматривать другие варианты скоростного транспорта».

Зато активно будет развиваться противоположный конец Москвы. На северо-западе на новой Митинско-Строгинской линии в 2007 году планируется построить участки от станции «Парк Победы» до станции «Кунцевская» и от «Крылатского» до «Строгино». Дополнительно на этих участках будут введены в эксплуатацию станции: «Славянский бульвар», «Тоннельная», «Троице-Лыково» и «Строгино». Таким образом, время поездки в центр города для жителей Строгино, Крылатского и Кунцево резко сократится. Перегон от «Строгино» до «Волоколамской» планируется ввести в строй в 2009 году, а от «Волоколамской» до станции «Митино» – в 2010 году.

На Замоскворецкой линии планируется к 2008 году строительство станции «Технопарк». Она будет расположена между станциями «Автозаводская» и «Коломенская». Как отметил на заседании правительства начальник метрополитена Дмитрий Гаев, это связано с освоением территории технопарка «Нагатино и ЗИЛ».


Он также напомнил о планах ввода второго метрокольца. Решение о его строительстве было принято в апреле 2006 года, а завершить мегапроект планируется в 2035 году. «Пересадочный контур – это своеобразное рваное кольцо, которое по мере необходимости будет связывать между собой линии московского метрополитена», – объяснил Гаев. «Строительство пересадочного контура даст возможность присоединить к существующим линиям метро жителей отдаленных районов Москвы и связать их между собой», – добавил начальник столичной подземки. Вопрос о строительстве второй кольцевой линии в московском метрополитене обсуждается еще с 1970-х годов, а к началу перестройки проект был полностью готов.

Однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки – в стране кончились деньги. В ноябре прошлого года Дмитрий Гаев также сетовал на большую стоимость проекта и малые объемы финансирования из федерального бюджета. Поэтому во вторник Гаев не исключил, что при строительстве второй кольцевой линии будут привлекаться частные инвестиции.

Однако все это громадье планов может в одночасье рухнуть под грузом двух основных проблем – нехватки денег и энергии. Как отмечается в материалах к заседанию, в 2007 году на финансирование строительства и проектно-сметной документации метрополитена планируется выделить 25,5 млрд руб., в 2008 году – 22 млрд руб., в 2009 году – более 35,4 млрд руб. Размер финансового обеспечения смутил временно исполняющего обязанности мэра Москвы Юрия Росляка. По его словам, 2007 год «не обеспечен достаточными ресурсами на реализацию программы». «А уж 35 млрд на 2009 год – это вообще запредельная сумма, которая в данный момент не просчитывается», – заявил Росляк.

После этого и. о. мэра распорядился отправить план метростроевцев на доработку, в процессе которой из него предстоит изготовить полноценную целевую программу.

Однако даже если удастся утрясти финансовый вопрос, проблема энергоснабжения никуда не денется. Хотя, как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь ОАО «Мосэнерго» Василий Захаров, в обсуждении вопросов развития метрополитена участвовали и энергетики, новые объекты будут означать новую нагрузку на столичные сети. Как справится с ней энергосистема Москвы, уже сейчас испытывающая дефицит энергии, неизвестно. А о специальном резервировании мощностей под проект развития метрополитена, по словам Захарова, ему «ничего не известно».

Оксана Новоженина

Газета.RU