27.09.2006

Эмбарго до российских самолетов доведет



Самолет
Фото: ИТАР-ТАСС

Иран договорился с «Ильюшин Финанс» о покупке пяти пассажирских самолетов Ту-204-100. Сумма сделки не оглашается, но на рынке ее оценивают примерно в $180 млн. Эксперты считают, что только эмбарго на поставку иностранных самолетов позволило России получить этот контракт.

Российские пассажирские самолеты оказались востребованы на Ближнем Востоке. Иран заявил о покупке пяти пассажирских Ту-204-100 у компании «Ильюшин Финанс» (ИФК). «Авиакомпания Iran Air Tour заключила соглашение о покупке в России пяти суперсовременных самолетов Ту-204. Самолеты будут поставлены в Иран до конца 2008 года, – заявил информационному агентству ФАРС председатель правления иранской авиакомпании Iran Air Tour Пурмохаммади. – Соглашение было подписано 16 сентября этого года. Российская компания обязалась поставить самолеты в Иран в течение 18 месяцев».

В ИФК «Газете.Ru» подтвердили факт сделки. «Мы заключили договор на поставку самолетов Ирану», – сообщил официальный представитель компании Андрей Липовецкий. Он добавил, что в рамках договора ИФК обязуется предоставить Ирану техническое обслуживание Ту-204. Стоимость сделки не раскрывается, однако, по предположению экспертов, она составляет не менее $180 млн.

«Может быть, чуть больше, – говорит руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Стоимость сделки зависит не только от самих самолетов, но и от той комплектации, которую выберет заказчик. Не исключено, что в рамках договора может быть предусмотрено создание технической аптечки с запчастями».

Помимо Ту-204, в ИФК надеются продать иранцам несколько Ил-96. Генеральный директор компании Александр Рубцов ранее заявлял, что ИФК рассчитывает на потенциальных покупателей в Иране. В компании сообщили, что Иран уже эксплуатирует два Ил-96, взятых при их посредничестве в лизинг у «Домодедовских авиалиний». «Пока иранцы пробуют наши самолеты. Если они им понравятся, то мы рассчитываем в ближайшем будущем поставить Ирану до трех Ил-96. Примерные сроки – 2008–2009 годы», – рассказал «Газете.Ru» Андрей Липовецкий. В пользу российских самолетов сыграли два фактора: длительное использование Ираном советской авиатехники и эмбарго на поставку западных самолетов.

«У Ирана очень большой опыт эксплуатации советских самолетов. По разным данным, страна использует свыше 40 Ту-154. Подобный опыт дорогого стоит», – считает Олег Пантелеев. По его мнению, не последнюю роль в заключении контракта с ИФК сыграл запрет на продажу авиатехники с американскими комплектующими. «Иран находится под санкциями США, американские компании не могут поставлять в эту ближневосточную страну продукцию, изготовленную в Штатах. Этот запрет касается любой техники, в составе которой американские комплектующие превышают определенный уровень. Так что Иран не может приобрести новые машины у Boing или Airbus», – говорит эксперт. При отсутствии такого запрета шансы продать иранцам российские самолеты были бы минимальны, считают аналитики.

«С высокой вероятностью предпочтение было бы отдано в пользу иностранной техники, – считает Пантелеев. – У Ирана несколько лет назад назрела необходимость в новых самолетах; денег, полученных от торговли нефтью, достаточно, так что выбор был бы сделан в пользу западных компаний». Но пока альтернативы новым российским самолетам нет. «В нынешних условиях такая сделка была абсолютно логична, абсолютно правильна и совершенно предсказуема», – заключает эксперт.

Михаил Краснов

Газета.RU