27.09.2006

Телелидеры



Прошел почти месяц с начала нового телевизионного сезона 2006-2007. Общие показатели рейтингов и долей телепроектов по сравнению с этим же периодом прошлого года стали заметно ниже. Так, с 19 по 25 сентября 2005 года в десятке самых популярных проектов у московских зрителей больше половины программ имели рейтинги более 11%, а по стране рейтинг многих проектов-лидеров превышал 13%. В новом сезоне ситуация иная. За прошедший месяц рейтингом выше 10% могут похвастаться пока лишь четыре проекта – два несомненных лидера сезона, "Танцы на льду" на канале "Россия" и "Звезды на льду" на "Первом канале" (немногим больше 11%), и два праймовых сериала этих же каналов, отечественный детектив "Тайны следствия" и американский "Остаться в живых" (средний рейтинг 10%).
Все остальные проекты в десятке получили заметно ниже 10%, а в число 20 самых популярных программ у взрослой аудитории страны вошли проекты, собирающие в среднем рейтинг от 6,5% до 8%. Если учесть, что рейтинг – это отношение количества зрителей телепрограммы к общей численности населения, то можно сделать вывод, что тех, кто смотрит телевизор, в России стало меньше. Снизилась и доля аудитории всех проектов – показатель, характеризующий количество находящихся у телевизора в конкретный период времени. Видимо, в нынешнем телесезоне каналам можно будет забыть о показателях долей, превышающих 35%, в том числе и у самого популярного телевизионного жанра сериала. Во всяком случае, пока предпосылок для высоких цифр не видно.

Тем не менее, несмотря на сокращение общих показателей телесмотрения, конкурентная среда остается очень плотной, и борьба за зрителя и, соответственно, за рейтинги в ближайшие два года превращается в одну из главных стратегических задач телевидения – прежде всего государственного. Если народонаселение у телеэкранов сокращается, то и значение телевидения в глазах власти постепенно может девальвироваться. Но пока альтернативы этому мощнейшему ресурсу и источнику информации все-таки найти невозможно. Более того, два главных государственных канала – "Первый" и "Россия" – по-прежнему удерживают у своих экранов подавляющую долю телеаудитории. Даже несмотря на то что их показатели по сравнению с прошлым годом уменьшились – в сентябре 2005-го "Первый канал" и "Россия" имели среднесуточную долю на уровне 23-24%, а сейчас только 20-22%, их отрыв от остальных каналов весьма заметен. Даже совокупная доля НТВ, СТС, "Рен ТВ", ТНТ и "ТВ Центра" все равно уступает показателям двух главных каналов, охватывающих сейчас более 40% телеаудитории страны. Поэтому в будущих политических кампаниях "Первый" и "Россия" будут по-прежнему играть важнейшую роль. И уже, видимо, никого не смущает, что средний возраст зрителя двух этих каналов – свыше 50 лет. На госканалах любят повторять, что именно этих людей обычно называют обезличенным словом "электорат", именно они активно ходят на выборы и предпочитают смотреть новости госканалов в их нынешнем виде. И власть это тоже устраивает.

Судя по сентябрьским рейтингам, наиболее возрастной зритель у канала "Россия". Канал по традиции радикально не меняет свою сетку и ее общее наполнение. Еще в середине лета главным проектом прайма канала стали сдвоенные серии уже показанных ранее частей сериала "Тайны следствия". Его рейтинги, несмотря на то что сериал уже идет далеко не по первому разу, необъяснимым образом растут как на дрожжах: в среднем "Тайны следствия" смотрит треть всех телезрителей.

У молодежной аудитории другие фавориты. Более активного зрителя, судя по рейтингам, больше всего интересует один из мировых сериальных хитов последнего времени – "Остаться в живых" на "Первом канале". В этом сезоне "Первый" пошел на серьезный эксперимент, который может в будущем повлиять на формирование прайм-тайма других каналов. Вместо ставшего уже привычным для массового зрителя отечественного сериала на "Первом" рискнули поставить американский. Для зрителей старшего возраста на "Первом", как и на "России", есть сразу две сериальные линейки "мыла", и на второй "кнопке" они идут гораздо лучше. А в 21.30 "Первый" поставил "Остаться в живых". Риск был существенным: прежде чем показывать новый, второй сезон, который стартует только на следующей неделе, "Первый канал" все-таки поставил в прайм уже показанные серии, которые шли летом прошлого года с интервалом в неделю.

Судя по рейтингам, колебания у зрителей, конечно, были. Причем среднестатистический массовый зритель старшего возраста явно не успевал отслеживать динамичную интригу и взаимоотношения молодых героев, попавших в результате авиакатастрофы на необитаемый остров, и зачастую уходил на "Россию", предпочитая привычную социальную среду и знакомый менталитет следователя в исполнении обаятельной Анны Ковальчук, расследующей типовые детективные истории. Но "Первый" приобрел более активного зрителя, в том числе и среди тех, кому нет еще 18 лет. Для универсального канала, ориентированного на массового зрителя старшего возраста, это серьезный прорыв. О том, что еще необычного было в сентябре на федеральных каналах, почему провалился праймовый сериал на СТС, а на НТВ стали меньше интересоваться скандалами и трэшем, читайте в "Телелидерах" на следующей неделе.


Среднесуточна динамика и итоговый показатель основных каналов за неделю (%) (предварительные данные)


Телелидеры

Десять самых популярных программ у московской аудитории

Место проекта в
рейтинге (место
проекта на
предыдущей неделе)

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)*

Доля(%)
**
1"Звезды на льду""Первый канал"23.0911,935
2"Звездные
матери-одиночки".
Документальный фильм
"Первый канал"18.091131,6
3Сериал "Остаться в
живых"
"Первый канал"20.0910,726,6
4Сериал "Тайны следствия""Россия"19.099,926
5"Вести-Москва" в 20.50"Россия"18.099,427,8
6"Человек и закон""Первый канал"21.099,227,9
7"Танцы на льду""Россия"24.098,729,4
8"Виталий Соломин.
Последние 24 часа"
"Первый канал"20.098,624,9
9"Вести" в 20.00"Россия"19.098,425,7
10"Воскресное 'Время' с
Петром Толстым"
"Первый канал"24.097,919,9
Данные представлены TNS Gallup Media – специально для Ъ. Аудитория – москвичи старше 18 лет.




Телелидеры

Десять самых популярных программ у российской аудитории

Место проекта в
рейтинге (место
проекта на
предыдущей неделе)

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)*

Доля(%)
**
1"Танцы на льду""Россия"24.0911,935,4
2"Звезды на льду""Первый канал"23.0911,131,6
3Сериал "Тайны следствия""Россия"19.0910,830,2
4"Звездные
матери-одиночки".
Документальный фильм
"Первый канал"18.099,929,7
5"Вести" в 20.00"Россия"18.099,527
6Сериал "Остаться в
живых"
"Первый канал"20.099,123,5
7"Время""Первый канал"18.09922,2
8Сериал "Сестры по крови""Первый канал"21.098,724,2
9"Вести. Дежурная часть"
в 19.40
"Россия"18.098,627,9
10"Юрмала-2006".
Международный фестиваль
юмора
"Россия"22.098,625,4
Данные представлены TNS Gallup Media – специально для Ъ. Аудитория – россияне старше 18 лет.




КоммерсантЪ