27.09.2006

"Система" скупает мелких кабельных операторов



Вчера ОАО "Система Масс Медиа" объявило о покупке 75% акций смоленского оператора кабельного телевидения ЗАО "Телерадиотехника". По мнению аналитиков, приобретение небольшого оператора, у которого всего 15 тыс. абонентов, свидетельствует о том, что крупных объектов для поглощения на рынке не осталось. Эксперты отмечают, что теперь лидеры рынка будут покупать компании не ради абонентской базы, а для расширения географии. В сообщении, распространенном АФК "Система", говорится о завершении сделки по приобретению 75% акций ЗАО "Телерадиотехника" в Смоленске.

"Телерадиотехника" является самым крупным оператором в этом городе, население которого насчитывает около 350 тыс. человек. Сумма сделки не разглашается. По мнению экспертов, она не превышает $1 млн. "Сети этой компании не модернизированы, а 15 тыс.– это потенциальные абоненты,– говорит аналитик 'iKS-Консалтинг' Татьяна Толмачева.– Максимально 'Система' платила $150 за потенциального абонента, но это был крупный актив с хорошими сетями. Если предположить, что в этой небольшой сети абонента оценили в $30-60, то сумма сделки составляет $450-900 тыс.". ОАО "Система Масс Медиа" владеет 48% ЗАО "МТУ-Интел", реализующего в Москве проект широкополосного ADSL-доступа и IP-телевидения. Ему также принадлежит более десяти региональных кабельных операторов с общим количеством абонентов более 2 млн квартир. В собственности СММ также 75% кинокомпании "Тема Продакшн". В 2005 году выручка компании по стандартам US GAAP составила $24 млн, а чистая прибыль – $3,96 млн.

По мнению экспертов, размер последнего приобретения "Системы" демонстрирует масштаб компаний, которые еще можно приобрести на рынке. "С одной стороны, региональная экспансия продолжается,– констатирует госпожа Толмачева.– С другой, сколько-нибудь значительных объектов для поглощения уже не осталось". А аналитик J`Son&Partners Борис Овчинников отмечает, что "для 'Системы' важно не текущее количество абонентов, а наличие сети и лидирующее положение на локальном рынке": "Количество абонентов и объем доходов можно увеличить за счет расширения и модернизации сети и маркетинга".

Участники рынка отмечают, что, приобретая небольших операторов в новых для себя регионах, "Система" в первую очередь стремится расширить географию присутствия. "Наряду с объемом абонентской базы это является серьезным фактором увеличения капитализации компании,– говорит коммерческий директор ЗАО 'Комкор-ТВ' (сеть 'Акадо') Сергей Бешев.– Карта с большим количеством городов присутствия оказывает серьезное влияние на мнение инвесторов". По мнению господина Бешева, особенно важным "географический фактор" становится в связи с желанием "Системы" продвигать на территории всей России единый брэнд "Стрим": "Только широкая зона охвата позволит сделать этот брэнд по-настоящему федеральным и оправдать затраты на его продвижение на национальном уровне".

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ