28.09.2006

Обратная сторона еврозоны. Вступление Болгарии и Румынии в Евросоюз может привести к существенному торможению турпотока в эти страны



Вступление Болгарии и Румынии в Евросоюз может привести к существенному торможению турпотока в эти страны, до сих пор демонстрировавшие стабильный рост спроса со стороны российских туристов. Из-за проблем с документами в первый год после вступления в ЕС турпоток в популярную у российских граждан Болгарию может упасть до 20%, предупреждают туроператоры.
В минувший вторник Еврокомиссия рекомендовала включить в состав Европейского Союза Румынию и Болгарию: уже с 1 января 2007 года эти страны станут полноправными членами ЕС.
По прогнозам экспертов туристического рынка, появление новых участниц еврозоны неизбежно приведет к изменению существующего порядка въезда туристов в эти страны. До сих пор поток российских туристов в Болгарию, по оценкам Российского союза туриндустрии, ежегодно рос на 20-30%, в прошлом году Болгарию посетили более 120 тыс. туристов из России - показатель чуть меньший, чем по Чехии.
Основные факторы, привлекающие жителей России на болгарские курорты,- дешевизна, территориальная близость и отсутствие проблем с оформлением виз.
В болгарском консульстве туристические визы оформляются в течение трех дней. Популярным туристическим маршрутом стала и Румыния.
По оценкам профильных туроператоров, число российских туристов, желающих посмотреть на румынские замки Трансильвании, за минувший год увеличилось на 40%, также во многом благодаря доступности по цене и близости к России.
Конкретные изменения в связи со вступлением этих стран в ЕС для туристов пока не озвучены. Генеральный директор компании "Ванд интернешнл тур" Татьяна Ванд предполагает, что усложнится процедура оформления виз: увеличится пакет документов и срок оформления с трех до семи-десяти дней.
"Многое зависит от того, как быстро будут делать визы, если более недели, то в первые месяцы можно ожидать снижения турпотока на 20%",- говорит Ванд. В консульстве Румынии работают всего два человека. "Если не увеличат штат сотрудников, то ситуация с получением виз в Румынию значительно ухудшится, а срок получения может увеличиться до двух недель",- размышляет Ванд. По ее мнению, турпоток можетперераспределиться в европейские безвизовые страны: Черногорию, Хорватию, Турцию.
Остальные участники рынка пока держатся оптимистично. Спад если и произойдет, то лишь в первый год действия новых правил, уверяет президент компании "Ривьера" Вадим Лежнин.
"В Болгарии два-три года назад уже были визовые изменения, и спад произошел только в первый год. Консульство работает без сбоев, поэтому Болгария в последнее время демонстрирует стабильный рост российского турпотока на 20-30%",- полагает Лежнин. С ним соглашается гендиректор компании UTS Алексей Крылов: "Опыт Венгрии и Чехии показал, что было небольшое падение в первый год, но после небольшого спада объемы быстро восстанавливаются. Зима не такой активный сезон в Болгарии, а к лету турпоток уже возобновится".
Туристов в Болгарии меньше не станет благодаря ценовой политике болгарских курортов, вторит Лежнину старший менеджер по Болгарии компании "Балкан-экспресс" Евгения Корнева. "Болгария самая недорогая из горнолыжных стран и доступная многим - пляжная. Российские туристы при выборе страны обращают гораздо больше внимания на стоимость тура, чем на визовые сложности. Средняя цена недельного тура в Болгарию в зимний сезон составляет 700 евро, а в другие страны - от 1 тыс. евро",- уточняет эксперт. "Серьезного повышения цен на болгарские курорты не произойдет, по крайней мере в ближайшие три года,- надеется президент компании "Капитал Тур" Игорь Бельтюков.- На введение евро странам ЕС отводится три года. К тому же Болгария очень заинтересована в росте турпотока, и пока в стране будет своя валюта, можно не бояться за его спад". Впрочем, не исключено, что туры в Болгарию подорожают по другим причинам: для стран-участников еврозоны действуют ограничения на пролет воздушных судов, а сейчас большинство российских чартерных рейсов в Болгарию и Румынию выполняются на отечественных "Илах", не соответствующих требованиям ЕС по шумовому уровню. "Переход на иномарки может привести к удорожанию туров минимум на 10%",- опасается руководитель болгарского направления одной из крупных турфирм.

СОФЬЯ ПРИЛЕВСКАЯ

Деловая газета "Бизнес"