02.10.2006

Сотовой компании не дали уничтожить SIM-карты. ФАС сочла это недобросовестной конкуренцией



Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Приморскому краю вчера признало факт нарушения ЗАО "Акос" закона о конкуренции: сотовая компания пообещала, что любой клиент МТС, "МегаФона" и НТК, который уничтожит SIM-карту этих компаний, получит бесплатную SIM-карту "Акоса" и 300 руб. на счет.

УФАС по Приморскому краю объявило об итогах рассмотрения дела по заявлениям ЗАО "Примтелефон" (принадлежит МТС) и ЗАО "Мобиком-Хабаровск" (принадлежит "МегаФону") на недобросовестную конкуренцию со стороны ЗАО "Акос" (принадлежит ОАО "Дальсвязь"). Поводом для разбирательства послужила рекламная акция "Акос" "Купим SIM-карты". По условиям акции абонент может показать в любом из офисов "Акоса" SIM-карту компаний МТС, "МегаФон" или НТК и подключиться на любой тарифный план "Акоса", получив SIM-карту бесплатно и 100 руб. на свой счет. Клиент также может получить на свой счет 300 руб., если принесет в любой из офисов компании SIM-карту компании МТС, "МегаФон" или НТК и собственноручно ее уничтожит. "'Акос' недозволенными приемами пытался привлечь клиентов",– сообщил Ъ выводы комиссии управления руководитель УФАС по Приморью Владимир Таланцев. По мнению комиссии УФАС, осуществляя акцию "Купим SIM-карты", "'Акос' приобретает преимущество в предпринимательской деятельности, поскольку его конкуренты лишаются части абонентов, а 'Акос' указанных абонентов приобретает". Как отмечается в решении УФАС, поскольку потребителей призывают "собственноручно уничтожать SIM-карты МТС и 'МегаФона', содержащие названные товарные знаки и, безусловно, ассоциирующиеся с ними, следовательно, негативный смысл слова 'уничтожать' в сознании потребителей может распространяться не только на SIM-карту, но и на товарный знак (его часть), изображенный на ней... При этом необходимо учесть, что размер суммы, выплачиваемой ЗАО "Акос" абоненту, находится в прямой зависимости от того, показана карта либо уничтожена". Признав факт нарушения ЗАО "Акос" первого пункта статьи 10 закона "О конкуренции", УФАС выдало предписание о прекращении акции, нарушающей антимонопольное законодательство. Кроме того, как сообщил Ъ господин Таланцев, УФАС обязало "Акос" убрать рекламные щиты и листовки в общественном транспорте, рассказывающие об акции "Купим SIM-карты". Сумма штрафа к компании за нарушение законодательства будет определена в рамках административного производства. Комментарии главы ЗАО "Акос" Константина Волошина вчера получить не удалось.

Это не первый случай за последнее время, когда антимонопольные органы выявляют нарушения в рекламе сотовых компаний. На днях антимонопольное ведомство предписало одному из крупнейших региональных операторов, Tele2, прекратить использование слогана "Всегда дешевле", как не соответствующего действительности. В феврале нынешнего года ФАС возбудила дело в отношении московского филиала "МегаФона" в связи с нарушением п. 4 ст. 6 федерального закона "О рекламе". Рекламируя свои тарифы, оператор умолчал о том, что в рамках этих тарифных планов соединение длится не более 30-40 мин.

По мнению экспертов, участившиеся случаи недобросовестной рекламы, агрессивных маркетинговых акций среди сотовых операторов свидетельствуют об ужесточении конкуренции в условиях насыщения сотового рынка. "В условиях насыщения рынка операторы всеми силами пытаются переманить друг у друга абонентов, в том числе и такими агрессивными маркетинговыми способами,– отмечает Юний Давыдов, генеральный директор R&I Group.– Зачастую некоторые небольшие компании, пытаясь стать более заметными, прибегают к грубым и вызывающим рекламным ходам. Безусловно, подобные акции рассчитаны на молодежный сегмент, но порой бывают малоэффективны и безуспешны, так как не всегда провокационность оказывает положительное воздействие на абонента".

АЛЕКСЕЙ Ъ-ЧЕРНЫШЕВ, Владивосток; АЛЕКСАНДРА Ъ-ХОДОНОВА

КоммерсантЪ