02.10.2006

Опцион на развод



Как уже сообщал "Бизнес", на минувшей неделе французский банк Societe Generale заключил с "Интерросом" опционное соглашение, позволяющее ему до конца 2008 года стать владельцем контрольного пакета Росбанка. Не исключено, что эта сделка позволит президенту "Интерроса" Владимиру Потанину разрешить коллизию вокруг главного "интерросовского" актива - "Норильского никеля".

Опционное соглашение между Societe Generale и "Интерросом" - логичное продолжение июньской сделки, когда французы купили 10% Росбанка. Но тогда речь шла о том, что новый акционер со временем приобретет еще не более 10% Росбанка. В связи с этим некоторые эксперты высказывали предположение, что Владимиру Потанину и его партнеру Михаилу Прохорову не удалось добиться разрешения Кремля на полную продажу крупнейшего отечественного банка иностранцам.

Возможно, что и сам Societe Generale не спешил становиться владельцем Росбанка. Как отмечает управляющий одного из западных инвестиционных фондов, для стратегического инвестора главный недостаток крупных российских банков заключается в том, что "очень трудно понять, где заканчивается финансовый институт и начинаются аффилированные с ним промышленные компании".

Аналогичными соображениями руководствовался, наверно, и Commerzbank, когда в конце августа согласился приобрести лишь 15,3% Промсвязьбанка. Но при этом немцы договорились с владельцами банка Алексеем и Дмитрием Ананьевыми о возможности дальнейшего увеличения своей доли, не ограничивая ее какими-то конкретными цифрами, как это сделал SG, покупая в июне 10% Росбанка.

Очевидно, что в связи с меньшим размахом бизнеса владельцам Промсвязьбанка было проще получить санкцию на "откассирование", нежели Потанину и Прохорову, которые это право еще должны заслужить. Например, согласившись продать "Норникель" государственной АЛРОСА.

Поговаривают, что эта мегасделка так до сих пор и не состоялась из-за сопротивления со стороны возглавляющего металлургический гигант Михаила Прохорова. А Владимир Потанин, напротив, якобы активно ее лоббирует.

В связи с этим весьма примечательным представляется тот факт, что, судя по условиям опционного соглашения с SG, французам достанетсяпакет Росбанка, принадлежащий именно Потанину. Кроме того, наряду с банком миллиардер как будто бы собирается продать агропромышленную компанию "Агрос". Наконец, $1 млрд, который компания "Полюс золото" собирается направить на выкуп своих акций, по мнению одного из инвестбанкиров, скорее всего, достанется не миноритариям, а основным бенефициарам, то есть Потанину и Прохорову, либо кому-то одному из них.

На сделках по продаже акций Росбанка, "Агроса" и "Полюса" Владимир Потанин вряд ли заработает больше $3-4 млрд. Но под эту наличность он может привлечь дополнительное финансирование и предложить Михаилу Прохорову выкупить принадлежащие тому 27% "Норникеля" по принципу "русской рулетки". В случае отказа Прохорову придется аналогичным образом поступить с потанинскими 27%. Правда, велика вероятность, что у гендиректора "Норникеля" не найдется столько наличности, сколько у его партнера. И вот тут самое время будет вступить в игру АЛРОСА и дружественным ей госбанкам.

Если эта версия верна и в Кремле знают о соответствующих планах Потанина, неудивительно, что санкция на продажу Росбанка все-таки была выдана.

АЛЕКСАНДР БИРМАН

Деловая газета "Бизнес"