03.10.2006

Спящий Бекхэм дорого стоит. Как футболист поссорился с Национальной портретной галереей



Этот человек - один из самых узнаваемых в мире. Он заработал миллионы, рекламируя самые разные товары, от бритв до мобильных телефонов. Однако пожертвовать свой образ в пользу британской Национальной портретной галереи Бекхэм оказался не готов. Сотрудникам галереи, которые в 2004 году заказали художнице Саманте Тейлор Вуд видеопортрет спящего Бекхэма, пришлось потратить много сил, чтобы договориться с ним и его агентами, требовавшими отдать им права на картину.

Видеопортрет «Дэвид» был представлен публике в апреле 2004 года. Фильм, в котором на протяжении часа показывали Бекхэма, спящего после тренировки в Мадриде, стал настоящим хитом среди посетителей Национальной галереи. Документы The Sunday Telegraph свидетельствуют о том, что Бекхэм запретил продавать открытки с использованием кадров из фильма и пытался отобрать у Саманты Тейлор права на ее произведение. Футболист добился права решать, какие из его изображений достойны публикации в изданиях Национальной галереи, а какие - нет. В документах также зафиксировано, что Бекхэм отказался принять участие в документальном фильме телекомпании ITV, посвященном работе Саманты Тейлор Вуд, поскольку «был совсем не склонен к появлению своего видеопортрета на экране телевизора».

Обычно люди, согласившиеся позировать для Национальной галереи, передают ей и художнику авторские права на свой портрет. Однако Бекхэм сделал все возможное, чтобы оставить за собой право на картину, и требовал от Национальной галерии и Саманты Тейлор подписания соответствующего контракта с ним и его компанией Footwork.

Директор галереи Сэнди Наирн в письме своему коллеге от 12 января 2004 года пишет: «Тезисы предложенного нам договора сформулированы неправильно. Непонятно: либо его юристам не была предоставлена полная информация, либо компания Footwork без предварительной консультации с нами решила изменить свои условия. Остается предполагать первое. Итак, согласно проекту договора Саманту Тейлор наняла компания Footwork (от имени Бекхэма), поэтому они совместно должны владеть правами на видеопортрет, а Национальная галерея хотя и может выставить у себя эту работу, но право собственности на нее остается у Footwork. Но все должно быть наоборот: Footwork и Бекхэм согласились сотрудничать с Самантой, а право собственности на картину принадлежит Национальной галерее».

В письме от 2 декабря 2003 года, написанном от имени представляющей интересы Бекхэма компании Entertainment Limited, констатируется: «Может быть сделана только одна версия портрета, которая преимущественно должна находиться в Национальной портретной галерее. Если данную работу пожелают выставить другие музеи, то это должно быть заранее согласовано с компанией Дэвида Бекхэма Footwork». В письме также затронут вопрос о продаже открыток с использованием образа Дэвида и о критериях отбора «правильных» кадров из фильма. Там говорится: «Мы еще раз обсудили [вопрос продажи открыток] с Дэвидом. Боюсь, что мы не можем согласиться на ваше предложение разделить доходы поровну. Пожалуйста, сообщите, готовы ли вы продолжать переговоры, принимая во внимание вышесказанное. В случае вашего положительного ответа юристы Дэвида составят текст соответствующего соглашения». Кроме того, давая согласие на экспозицию видеопортрета, футболист настоял на том, чтобы текст каждой публикации, которая будет сопровождаться кадрами из фильма, был непременно представлен ему.

В документе от 13 октября 2003 года оцениваются результаты встречи между Наирном и Энди Дартом, сотрудником SFX - бывшего агентства Бекхэма. В нем констатируется: «Вполне реально подписать проект соглашения, но только в контексте защиты авторских прав на образ Бекхэма. Речь идет о тех же правах, что имеются у "Реала" (футбольного клуба Бекхэма)».

Симон Оливейра, агент футболиста, заявил, что нет ничего необычного в том, как его менеджеры вели переговоры с Национальной галереей. Он также отметил, что именно Дэвид Бекхэм, а не мадридский "Реал" обладает авторским правом на изображение футболиста.

«Сэм Тейлор гарантировали полную свободу в том, что касалось художественного творчества. Но мы считаем важным с коммерческой точки зрения контролировать то, как используется видеопортрет. Мы не хотим, чтобы другие люди зарабатывали деньги на образе Дэвида», - сказал Симон Оливейра.

В прошлом году Footwork Productions заработала «на образе Дэвида» 13 миллионов фунтов.

Авторские права на изображение

Не только Бэкхем - многие знаменитости бдительно охраняют авторские права на свой образ. В контракты таких игроков клуба "Челси", как Майкл Баллак, Фрэнк Лэмпард и Джо Койл, включены статьи, где оговариваются авторские права футболистов на их изображение. Премьер-лига ведет с Футбольной ассоциацией переговоры о том, чтобы сделать подобные положения стандартной частью контрактов.

В 2004 году Арнольд Шварценеггер, губернатор Калифорнии и исполнитель главной роли в фильме «Терминатор», пригрозил подать в суд на журналистов, которые по аналогии с фильмом называли его «Гувернатор». В связи с использованием его образа в рекламных целях Шварценеггер судился с неким продавцом машин из Огайо и компанией, выпускающей открытки.

В 2002 году бывший гонщик "Формулы 1" британец Эдди Ирвин подал иск против радиостанции talkSport radio по поводу несанкционированного использования его образа в рекламе. Верховный суд удовлетворил требования гонщика.

Авторские права на образ распространяются не только на людей, но и на животных. Когда в 1978 году ведущий Джон Нокс покинул британскую детскую телепередачу Blue Peter, ему разрешили взять себе колли по кличке Шеп, участвовавшего в шоу. Но как только Нокс собрался использовать колли в телерекламе корма для собак, Би-би-си наложила вето на его проект, поскольку в сознании зрителей Шеп напрямую ассоциировался с упомянутой детской передачей.

The Daily Telegraph
Крис Гастингс

Газета