05.10.2006

Госведомство Эстонии не может снять незаконную рекламу



Если фирма не снимает рекламу, нарушающую, по мнению Департамента защиты прав потребителя, закон, никто, кроме этой фирмы, не вправе убрать рекламу, поскольку закон этого не предусматривает.

Каждый год поступают сотни жалоб на незаконную рекламу, однако до суда доходят далеко не все. Предприятия, как уверяет Департамент защиты прав потребителя, относительно быстро реагируют на сигналы. В Эстонии большая часть противоречащей закону рекламы — это реклама, вводящая в заблуждение, имеющая безнравственный характер или рекламирующая азартные игры.

Вынесут предписание

«Согласно действующему Закону о рекламе департамент сам рекламу снять не может», — сказала Кристина Ваксмаа, возглавляющая в Департаменте защиты прав потребителя отдел потребительской политики и связей с общественностью. Департамент может вынести предписание о снятии рекламы или, в случае его невыполнения, возбудить дело о проступке и оштрафовать фирму.

По словам Ваксмаа, время, предоставляемое на то, чтобы снять рекламу, зависит прежде всего от того, в каких местах выставлена реклама, какой ее характер и объем.

«Если речь идет о телевизионной, газетной рекламе или рекламе, рассылаемой по почте, предприятие могут обязать не передавать рекламу в эфир или не печатать ее», — пояснила Крис­тина Вакс­маа.

Что касается наружной рекламы, то департамент назначает срок, к которому ее следует убрать. «На практике это два-пять дней. Но если предприниматель игнорирует предписание, департамент может инициировать дело о проступке или назначить денежный штраф, размер которого может доходить до 50 000 крон», — подчеркнула она.

По словам Ваксмаа, существует еще одна возможность избавиться от незаконной рекламы — обратиться на телеканал или в газету, которые дают в эфир или публикуют противоречащую закону рекламу, с требованием не передавать или публиковать ее.

Подключили ученых

Как сказал вице-мэр Таллинна Яанус Мутли, городские власти прежде всего ставят предпринимателя в известность, что реклама не соответствует закону и просят ее снять. Город также может вынести предписание, обязывающее снять рекламу к определенному сроку. Еще не было случая, чтобы незаконная реклама оставалась на месте даже если фирма собиралась отстаивать ее в суде. Как правило, фирмы снимают даже такую рекламу, не противоречащую закону, но вызывающую неприятные эмоции.

Весной улицы заполонила реклама сока фирмы Largo, на которой расположение томатов напоминало мужские гениталии. Этот случай также рассматривался в Департаменте защиты потребителя, но тогда он нашел, что эта реклама Закона о рекламе не нарушила.

«Кроме того, в ходе рассмотрения дела Департаменту было представлено заключение кафедры семиотики Тартуского университета, которая также не нашла в этой рекламе непристойностей и превышения этических границ», — прокомментировала произошедшее Ваксмаа.

По словам Мутли, горожане посчитали безнравственными как рекламу сока так и окон. В обоих случаях, как рассказал Мутли, предприниматели сами удалили эти рекламы уже до запланированного окончания рекламной кампании.

По словам Ваксмаа, сравнительно часто встречаются нарушения ограничивающих и специальных требований к рекламе, особенно в части рекламы азартных игр, алкогольных напитков и продуктов питания.

Что касается реклам казино в Таллиннском аэропорту, то, как заявила Ваксмаа, Департамент защиты потребителей уже вел переговоры с аэропортом, и в настоящий момент взвешивает свои дальнейшие дейс­твия.

Надзор

Осуществляют местное самоуправление и Департамент защиты потребителей

Департамент имеет право:

• сделать обязательное к выполнению предписание о прекращении нарушения закона;

• возбудить дело о проступке;

• назначить штраф.

Местное самоуправление имеет право:

• осуществлять надзор за наружной рекламой на выставках, ярмарках и других общественных мероприятиях, а также за внешней и внутренней рекламой на общественном транспорте, в магазинах и на рекламных мероприятиях.

Безнравственная реклама

• реклама оконной фирмы Kiire Aken изображала женскую руку без двух отрубленных пальцев;

• наружная реклама пива Saku с изображением известного спортсмена Андруса Веэрпалу;

• кампания кредитных карточек Hansapank «Сказка начинается с кредитной карточки»;

• кампания детского фонда Клиникума ТУ «Жизнь как ужастик. Гемангиома», на которой было изображено изуродованное детское лицо.



Кайре Уусен,POSTIMEES

Outdoor.Ru