06.10.2006


Правильные цены и логистика - ключевые факторы успеха интернет торговли



В опросе об отношении к онлайн магазинам приняли участие 2296 активных Интернет-пользователей в возрасте от 20 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослую Интернет-аудиторию России, которая согласно данным за второй квартал 2006 года составила 19% взрослого населения страны. Статистическая погрешность не превышает ±3%.

В рамках опроса был задан вопрос: «Приходилось ли Вам когда-нибудь посещать сайты Интернет-магазинов?» Как выяснилось, подобные вебсайты посещали 95% пользователей Интернета. Заметим, что в майском исследовании такой ответ дали лишь 87% респондентов. Стоит отметить, что ROMIR Monitoring фиксирует тенденцию популяризации Интернет-магазинов уже 6 квартал.

Всем тем, кто посещал виртуальные магазины, был задан следующий вопрос:

Делали ли вы когда-нибудь покупки через Интернет? (%)





Согласно полученным данным, больше половины респондентов (60%) совершали покупки в Интернет-магазинах в течение последнего года. Несколько чаще, чем по выборке в целом, делали покупки в Интернет-магазинах жители Москвы (75%).
Ведущий специалист on-line отдела Татьяна Козлова так комментирует подобную популярность Интернет-покупок среди московских пользователей: «Большая часть Интернет-магазинов находятся в Москве, в других регионах большинству Интернет-магазинов приходится действовать через посредников. Зачастую они менее опытны в вопросах логистики и менеджмента on-line торговли. Естественно, это влияет на скорость и стоимость доставки товара, а также на наличие самого товара на складах Интернет-магазинов».

Достаточно значимая доля опрошенных респондентов (38%) посещали сайты Интернет-магазинов с целью получения информации о товарах или услугах. Такой ответ значимо больше, чем по выборке в целом, давали жители Приволжского (55%), Уральского (53%), Сибирского (60%) федеральных округов и Санкт-Петербурга (49%).

Респондентам, которые не совершали покупок через Интернет или делали это более года назад, был задан вопрос:

Почему Вы не делаете покупки в Интернет-магазинах?
Ответы на него распределились следующим образом (возможно несколько вариантов ответа):





Для 44% респондентов важен факт увидеть товар «в живую», также эти респонденты указали на недостаток информации о товаре на сайте. Почти такое же количество рунетчиков (42%) не видят необходимости в таком непривычном для них способе покупке товаров. Меньше трети респондентов (27%) пугают проблемы с доставкой товара на дом, а для 25% опрошенных процесс покупки через Интернет кажется излишне сложным.

Респондентам, которые за последний год совершали покупки в Интернет-магазинах, был задан вопрос: «С какой периодичностью вы практикуете on-line шоппинг?» Согласно полученным данным, большинство покупателей виртуальных магазинов совершают покупки со следующей периодичностью: реже одного раза в месяц -72%, примерно раз в месяц - 17%. С частотой 2-3 раза в месяц делают покупки только 10% опрошенных.

Респондентам был также задан вопрос: «Собираетесь ли Вы в будущем делать покупки через Интернет?» Российские интернет-пользователи проявили высокую степень готовности совершать покупки через Интернет. Так 33% респондентов отметили, что совершенно точно воспользуются услугами Интернет-магазинов в будущем. Еще 42% опрошенных скорее всего будут совершать покупки онлайн. Наиболее готовы к такому методу шоппинга оказались москвичи (45%) и респонденты с уровнем дохода более 25 000 рублей (48%), что значимо больше, чем по выборке в целом. Лишь 12% респондентов отметили, что пока не планируют совершать покупки через Интернет. И только 2% российских Интернет-пользователей категоричны в отношении онлайн магазинов: они совершенно точно не собираются покупать товары в Сети.

Сомневающимся в целесообразности покупок онлайн был задан следующий вопрос:
Что могло бы повлиять на ваше решение пользоваться услугами Интернет-магазинов?
Ответы на него распределились следующим образом (возможно несколько вариантов ответов):





В первую очередь, по мнению респондентов, на это могли бы повлиять более низкие цены, чем в обычных магазинах (41%). Одинаковое количество «голосов» респондентов (по 35%) набрали следующие факторы: более быстрая и налаженная доставка товара, более удобная и безопасная система оплаты, гарантия качества с возможностью замены и гарантийным обслуживанием.

Респонденты, покупающие товары в Сети, назвали главным преимуществом такой системы покупок экономию времени (74%). Наиболее часто, чем по выборке в целом, такой ответ давали жители Москвы (82%) и респонденты с уровнем дохода более 25 000 рублей (82%). Также среди преимуществ покупки товаров онлайн пользователи отметили доставку товара на дом (61%), более низкие цены по сравнению с обычными магазинами (54%) и наличие товаров, которых нет в обычных магазинах (49%).

Основной недостаток покупки товаров в Сети, отмеченный практически половиной респондентов (45%) - это недостаточная информация о товаре и невозможность рассмотреть его. Для 28% респондентов – это проблема доставки товара, которая наиболее актуальна для пользователей, проживающих в Приволжском и Сибирском округах (по 46%, что значительно выше в среднем по выборке).

www.rmh.ru