09.10.2006

Безналичная льгота. Депутаты Госдумы придумали, как заинтересовать ритейлеров принимать к оплате банковские карты



Чтобы увеличить объем безналичных расчетов, регионы смогут предложить торгово-сервисным предприятиям дополнительную льготу по налогу на прибыль в размере 1%. При этом власти субъектов получат право самостоятельно определять размер среднемесячного оборота, при достижении которого продавец будет обязан принимать к оплате банковские карты.

Депутаты, банкиры и представители платежных систем давно ищут возможность повысить долю безналичных расчетов населения. Весной этого года зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков предложил обязать принимать карты все торгово-сервисные предприятия, оборот которых превышает $20 тыс. в месяц (см.

"Бизнес" от 17 марта). Однако ритейлеры не сочли предложение удачным, ссылаясь на дополнительные расходы по установке банковских терминалов, а также на риск, связанный с использованием поддельных карт.

Тем не менее депутаты не отказались от своей идеи и обещают направить на этой неделе в правительство новые поправки. Как рассказал "Интерфаксу" Анатолий Аксаков, регионам предлагается дать право дополнительно, к уже существующей региональной льготе в 4%, снижать ставку налога на прибыль на 1% организациям, которые принимают к оплате банковские карты. Однако льготы не достанутся предпринимателям даром. Региональные власти должны будут установить размер среднемесячного оборота, при достижении которого принимать к оплате банковские карты станет обязанностью магазина.

"Экономического смысла в этом законопроекте я не вижу. Перспектив быть принятым у него немного",- рассказала "Бизнесу" глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. По ее словам, применение банковских карт для оплаты покупок и услуг тормозит не налоговая нагрузка, а высокие тарифы на обслуживание, установленные банками. Стоит помнить, что большинство розничных магазинов в регионах рассчитываются с бюджетом при помощи единого налога на вмененный доход, и льгота по налогу на прибыль им ничего не даст, добавляет она. "Большинство крупных и среднихторговых точек и так принимают карты к оплате. Для "палаток" и рынков это пока неинтересно",- считает начальник управления розничного маркетинга Русского банка развития Дмитрий Орлов. Слабым звеном в предложении депутатов, считает Орлов, станет человеческий фактор. "Даже в Москве еще не все клиенты умеют или хотят расплачиваться картами, снимают все через банкоматы. В регионах ситуация еще хуже. Нужно не только стимулировать создание инфраструктуры, но и повышать культуру пользования картами",- уверен Орлов.

ЕЛЕНА ХУТОРНЫХ, АЛЕКСЕЙ САВКИН

Деловая газета "Бизнес"