10.10.2006

Организованное видео



Видео в интернете становится столько, что уже непонятно, куда его девать, то есть его слишком много, и сориентироваться во всей этой мешанине слишком сложно. При этом к бурному росту популярности видеороликов интернет оказался неподготовленным: хороших инструментов для поиска и систематизации этого вида информации не оказалось.
Ситуация приводит к тому, что рождаются новые проекты, которые эту проблему собираются решать, они получают немалые инвестиции на развитие и собираются быстро занять новую нишу, пока монстры интернет-бизнеса не успели разработать собственные аналогичные инструменты. И есть большая вероятность, что в этой гонке маленькие стартапы имеют шансы преуспеть.
Поводов для оптимизма по части маленьких и быстрых нишевых компаний хоть отбавляй. По сути, ни одному из гигантов интернет-бизнеса не удалось откусить большой кусок пирога от неожиданно ставших популярными видов проектов: в блог-хостинге, платформах для подкастинга, распространения видео сейчас в лидерах компании, которые начинали без поддержки гигантов. Последние могут их купить сейчас, это и происходит время от времени, но подобные покупки обходятся все дороже. Самая громкая цифра в этом контексте - $1,5 млрд за YouTube, который претендует на эту сумму, не зарабатывая деньги, а только теряя их исключительно за счет того, что он стал самым популярным видеохостером. При этом YouTube - лишь один из проектов, на котором много видео, к тому же в его рамках видеоролики систематизированы из рук вон плохо. И посему проекты, которые смогут создать хороший сервис для поиска в этой каше, могут сорвать куш: кроме популярности, подобный сервис может иметь и более четкую бизнес-модель, в первую очередь базирующуюся на поисковой рекламе. И такие проекты появляются. Есть стартап Truveo, анонсирован старт компании CastTV.
Последний, кроме всего прочего, ищет и выделяет видео, которое можно купить, что есть прямой путь к созданию price-comparison-сервиса, благо видео сейчас продает все больше и больше компаний.
Основная же интрига со всем этим поиском видеоконтента: а как же Google, "поисковик номер один".
Ведь все молодые компании, которые ищут видео, ориентируются не в последнюю очередьна анализ текста, который находится рядом с видеороликом. То есть используют механизмы, которые Google вроде бы отработал как никто другой и продолжает совершенствовать. Но при этом оказывается, что эти механизмы сами по себе недостаточны, требуется много чего еще для качественного видеопоиска. Равно как и для организации продажи видео требуется больше дополнительных возможностей, чем представлены в Google Video.
Конечно, Google может сейчас активизироваться и бросить силы на разработку и продвижение усовершенствованных сервисов для поиска видеоконтента.
Однако ведь такого рывка не было сделано ни в случае с блог-хостингом, ни с подкастами, ни еще с рядом направлений. Возможно, для Google это было просто неинтересно. Но с другой стороны, поиск по видео - другое дело, и заключается оно в самом слове "поиск": для компании дело чести - искать лучше других любую информацию, в каком бы виде она ни была представлена. И если это предположение верно, сегодняшним стартапам придется работать очень быстро и очень много, чтобы успеть привлечь побольше пользователей. Есть, конечно, и второй вариант: создать себе очень хороший образ и продаться одному из гигантов. Не Google - так Yahoo!, не Yahoo! - так AOL. Вариант не самый маловероятный, в конце концов инвесторы, вложившиеся в новые перспективные проекты, хотят отдачи и побыстрее, и побольше.

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"