11.10.2006

И легкость во всем теле необыкновенная… Обзор петербургского рынка кофе



Исследования компании «Экро-RG»

  В мае 2006 года исследовательская группа «Экро-RG» провела исследование петербургского рынка кофе с целью изучить особенности потребления этого напитка, а также выявить предпочтения горожан по видам и маркам. В опросе приняли участие 335 жителей города.
Как показали результаты исследования, кофе, как растворимый, так и заварной, пользуется большой популярностью в северной столице. Петербуржцы потребляют этот напиток чаще, чем жители России в целом. Так, около 60% жителей города пьют кофе несколько раз в месяц и чаще, тогда как, по данным общероссийских исследований, проведенных осенью 2005 года, почти половина россиян потребляют его один раз в 3 месяца и чаще (рис. 1).

1

  Доля петербуржцев в возрасте от 14 лет, которые совсем не пьют кофе или пьют не чаще нескольких раз в год, составляет 41%. Респондентов, отказавшихся от потребления, можно разделить на две основные группы. В первую, наиболее многочисленную группу, входят петербуржцы, считающие этот напиток вредным для здоровья, – так ответили 58% опрошенных.   Еще 39% участников опроса просто не любят его вкус. Кроме того, незначительная доля респондентов полагают, что хороший кофе стоит слишком дорого, или сомневаются в наличии качественного кофе в российских магазинах.
  Мотивы отказа от потребления кофе в значительной степени зависят от возраста. Так, молодежи зачастую просто не нравится вкус этого напитка, а люди более пожилого возраста отказываются от него по причинам, связанным со здоровьем (табл. 1).

2

  Подавляющее большинство любителей кофе предпочитают потреблять его в домашней обстановке – так ответили 91% респондентов. На работе и в кафе этот напиток пьют соответственно 36 и 21% потребителей. Причем в кафе петербуржцы практически никогда не пьют растворимый кофе, а на работе очень редко потребляют заварной.
  Как показали результаты опроса, наибольшим спросом у жителей Санкт-Петербурга пользуется растворимый кофе с кофеином – его выбирают три четверти потребителей (рис. 2). Вторую позицию по популярности занимает заварной кофе с кофеином – его предпочитают 46% участников опроса.

3

  В основном петербуржцы пьют кофе, содержащий кофеин, – так ответили 93% потребителей.  Кофе исключительно без кофеина потребляют всего лишь 2% опрошенных.
  Социально-демографические характеристики потребителей заварного и растворимого кофе различны. В связи с тем, что заварной кофе стоит дороже, его предпочитают петербуржцы с более высоким уровнем дохода. Так, доля потребителей заварного кофе, имеющих ежемесячный доход свыше 12 тысяч рублей, составляет 42%, а доля любителей растворимого кофе, имеющих такой же доход, равна 18% (табл. 2). Различия по полу и возрасту между потребителями заварного и растворимого кофе незначительны.

4

  Наиболее популярной маркой растворимого кофе является Nescafe (Nestle S.A., Швейцария) – этот кофе занимает первое место как по уровню известности, так и по доле тех, кто когда-либо потреблял его или пьет сейчас. Название данной марки на слуху у 93% потребителей растворимого кофе (табл. 3). На момент проведения опроса потребителями Nescafe являлись 60% респондентов, а в 2004 году этот кофе пили 46% опрошенных. Можно сказать, что в сознании петербургских потребителей растворимого кофе сформировалась четкая взаимосвязь между словом «кофе» и маркой Nescafe. Стоит также отметить, что Nescafe является единственной маркой, увеличившей свою долю с 2004 по 2006 год. Таким образом, можно предположить, что доля этого бренда будет расти, причем за счет других марок.

5

  Известностью также пользуются такие марки растворимого кофе, как Tchibo (Tchibo GmbH, Германия), Jacobs (Kraft Foods Inc., США) и Moccona (Sara Lee Export B.V., Нидерланды) – их отметили соответственно 64, 56 и 34% опрошенных. По уровню потребления второе и третье места после Nescafe занимают Tchibo и Jacobs – их предпочитают соответственно 15 и 13% участников опроса.
  Что касается заварного кофе, то наибольшим спросом у жителей Санкт-Петербурга пользуется марка «Жокей» (ООО «Орими Трэйд», Санкт-Петербург). В настоящий момент доля этой марки на рынке растет. За последние 2 года доля потребителей этого кофе выросла с 20 до 41% (табл. 4).
  Кроме того, в тройку лидеров по уровню знания и потребления входят такие марки заварного кофе, как Paulig (Gustav Paulig Ltd.) и «Арабика» (ЗАО «Московская кофейня на паяхъ»).

6

  Среди производителей натурального кофе ведущие позиции на российском рынке занимают отечественные компании. По информации «Бизнес Аналитика», лидируют ЗАО «Куппо» (Москва, ТМ «Петр Великий»), ОАО «Русский продукт» (Москва, ТМ Ruscafe), ЗАО «Компания «Продукт сервис» (Московская область, ТМ «Принц Лебо»), Tchibo GmbH (Германия, ТМ Tchibo Exclusive), Kraft Foods Inc. (США, ТМ Carte Noire), ООО «Фабрика «Золотые купола» (Московская область, ТМ «Черная карта»), ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ «Жокей Классик») и ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» (ТМ «Арабика»)*. Лидерами в сегменте растворимого кофе являются компании Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe Classic, Nescafe Gold), Cacique de Cafe Soluvel (Бразилия, ТМ Cafe Pele), Kraft Foods Inc. (США, ТМ Maxwell House), Tchibo GmbH (Германия, ТМ Tchibo Exclusive, Tchibo Mild) и OOO «Чайный дом «Гранд» (Москва, ТМ «Гранд»).
  Доля декофеинизированного кофе на мировом рынке составляет приблизительно 10%. По мере выпуска ведущими производителями новых качественных сортов так называемого вечернего кофе, выработанных с использованием отборных зерен «Арабики», объемы продаж в этой категории также будут расти. На российском рынке этот сегмент представлен в основном продукцией компании Kraft Foods, одной из первых приступившей к выпуску данного вида кофе – ТМ Jacobs Day&Night.
  В заключение стоит отметить, что на петербургском рынке кофе происходит медленное переключение потребителей с растворимого кофе на заварной. Так, 12% сегодняшних потребителей заварного кофе раньше пили растворимый.
  Согласно данным вторичных источников информации, российский кофейный рынок оценивается специалистами как стабильно растущий. Однако в последние годы наметилась тенденция к снижению темпов роста. В период с 1999 по 2001 год потребление кофе в России ежегодно росло на 10–15%. В 2002 году рост потребления замедлился до 6–8%, а в 2003 и 2004-м он составил соответственно 5 и 3%.
  Согласно данным ассоциации «Росчайкофе», по итогам 2005 года, объем отечественного рынка кофе вырос на 4% по сравнению с предыдущим годом и составил 110–111 тысяч тонн. В денежном выражении рынок также демонстрировал положительную динамику.
  В ближайшее время упрочит свое положение сегмент натурального кофе, хотя лидировать по-прежнему будет сегмент растворимого кофе. В категории традиционного растворимого кофе, несмотря на относительно невысокие темпы роста, отмечаются заметные внутренние преобразования: наиболее быстрыми темпами будет расти сегмент freeze-dried (сублимированный), а сокращаться – powder (порошковый). Это вызвано общим ростом благосостояния населения и как следствие – ужесточением потребительских требований к качеству предлагаемой продукции.

* Здесь и далее компании указаны в соответствии с долей рынка в натуральном выражении.

Ирина Яговкина



FOODMARKET