11.10.2006

Андрей Илларионов опять открыл Америку. Бывший советник Владимира Путина нашел работу в Центре свободы и процветания



Бывший советник Владимира Путина по экономическим вопросам и один из самых непримиримых критиков Кремля Андрей Илларионов покидает Россию. Он назначен старшим научным сотрудником Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона в Вашингтоне. Господин Илларионов утверждает, что речь идет не об эмиграции, а основным своим занятием называет продолжение исследований авторитарных режимов.
Вчера было объявлено о том, что проект Института Катона (Cato Institute) – самого авторитетного исследовательского центра в мире либеральной направленности – по глобальной экономической свободе преобразован в Центр глобальной свободы и процветания. Его старшим научным сотрудником стал Андрей Илларионов – бывший экономический советник президента России. Контракт с Cato Institute, расположенным в Вашингтоне, господин Илларионов, находящийся сейчас в США, подписал на днях. Финансовые условия контракта Cato Institute не разглашает.

По словам господина Илларионова (интервью с ним читайте на стр. 2), речь не идет об эмиграции, но он подтвердил, что, согласно контракту, девять месяцев в году он будет проводить в Вашингтоне, где и расположен офис центра. Это подтвердил Ъ и Джейми Деттмер, директор по связям со СМИ центра.

"Мы очень рады, что Андрей Илларионов, настоящий сторонник свободы, присоединился к нашему новому Центру по глобальной свободе и процветанию,– сказал президент Института Катона Эд Крейн.– Годами Андрей говорил правду кремлевским властям. Он один из самых смелых людей из тех, кого мне довелось знать". Джейми Деттмер сказал: "Мы пригласили Андрея потому, что у него есть репутация, экономическое прошлое, он понимает, что такое демократические свободы, и одновременно знает, что такое российское правительство". Напомним, Андрей Илларионов в феврале 2006 года ушел в отставку по политическим соображениям.

Господин Илларионов будет работать в Вашингтоне в компании, где уже есть бывшие госслужащие и близкие к власти люди из разных стран. Вчера к центру присоединился индийский экономист Суаминатан Айяр, работавший с правительством Индии, советниками Центра станут бывший главный исполнительный директор индийского подразделения Procter & Gamble Гурчаран Дас, бывший министр труда и социального обеспечения Чили Хосе Пиньера, бывший премьер-министр Перу Педро Пабло Кучински, главный экономист Goldman Sachs в Азии Фред Ху.

В ближайший планах Центра – исследования по вопросам реформ в Африке, по кризису либерализма в России и Центральной Европе, коррупции и успехам экономических реформ в Латинской Америке и Индии. Впрочем, Андрей Илларионов не намерен оставлять и публицистической деятельности. "Один из выводов, которые необходимо делать из российского опыта последних 15 лет – и, возможно, это самый главный вывод – в том, что свобода неразделима. Если свободы становится меньше в одной сфере, то мы платим за это плату в другой сфере. Если несвободу не остановить в самом начале, она убивает и уничтожает людей все больше и больше – и продолжит убивать, пока ее не остановишь",– заявил он Ъ, комментируя идущую в России антигрузинскую кампанию и убийство Анны Политковской, пояснив, что в Cato Institute он не оставит и исследования российской ситуации.

Единственным близким к российской власти знакомым Андрея Илларионова, согласившимся вчера прокомментировать его новое место работы, стал Александр Шохин, глава РСПП.

"Грузины и Андрей Илларионов, по-видимому, не нужны российскому рынку труда. Уже тогда, когда президент брал его на работу, было ясно, что он не будет бюрократом, встроенным в систему. Многие полагали, что его президент держит, чтобы была другая точка зрения, отличная от чиновничьей. В этом качестве Андрей Илларионов сильно преуспел и реализовал небывалое в бюрократическом положении качество свободы – экономической, интеллектуальной. Ничего странного, что он собрался заняться этой же тематикой в Вашингтоне",– сказал господин Шохин. Глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар, глава экономического управления администрации президента Аркадий Дворкович, глава МЭРТа Герман Греф не стали комментировать происходящее. Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства, лишь сообщил Ъ, что "Андрей Илларионов инвестировал много труда и времени в это назначение. Все это было ожидаемо".

Андрей Илларионов вряд ли на новом месте работы откажется от большей части тезисов, которые он провозглашал после своей отставки с поста советника президента в январе 2006 года. Так, в интервью австрийской газете Die Presse 5 октября 2006 года он в очередной раз подверг жесткой критике использование Россией энергоресурсов как "политического оружия" против своих соседей Грузии, Молдавии, Украины.

Экс-советник президента не отказывается и от противостояния с главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом. Он, в частности, заявил, что первый раз "энергооружие" было использовано не против Белоруссии, а против властей Приморья, ограничивая энергоснабжение региона и провоцируя кризисы, добившись отставки губернатора Евгения Наздратенко. Кроме того, он не склонен и переоценивать влияние Запада на Россию: Андрей Илларионов поясняет, что "дело ЮКОСа показало – западных лидеров не волнует демократия в России".

Пожалуй, лучшего места для поиска единомышленников Андрею Илларионову, чем Cato Institute, вряд ли можно найти. В ежегодном рейтинге экономической свободы, опубликованном в начале сентября институтом, Россия занимает 102-е место из 130 возможных. Год назад, когда Андрей Илларионов еще работал советником Владимира Путина, позиции России в рейтинге были хуже: Россия делила 114-е место с Руандой. Впрочем, прогресса в 12 пунктов рейтинга явно было недостаточно, чтобы экс-советник президента искал себе работу в Москве, а не в Вашингтоне. США находятся в рейтинге Cato Institute 2005 года на третьем месте после Новой Зеландии и Швейцарии.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, МАКСИМ Ъ-ШИШКИН



прямая речь

По ком еще чемодан-вокзал плачет?
Валентин Завадников, председатель комитета Совета федерации по промышленной политике:

– Вообще-то проблема не в Андрее, а в людях, которым его советы были не нужны. Назначение его советником был жест перед Западом. Но тренд на рыночные действия за последние шесть лет уменьшился. Хотя я бы не сказал, что рыночникам сейчас в стране совсем делать нечего.

Николай Харитонов, депутат Госдумы (фракция КПРФ):

– Очередь за Ельциным. Лекции он читал, вот и пусть делится опытом, как развалить страну. А вслед за ним я бы отправил всех младореформаторов. Илларионов тоже ничего хорошего для страны не сделал, только красовался на ТВ.


Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации, бывший помощник Михаила Касьянова:

– Гайдару, Борису Федорову и другим давно пора уехать. Отъезд Андрея Илларионова я приветствую: раз Америка воспитала такого человека, то пусть она от него и страдает. Мы здесь ни при чем!


Валерий Рязанский, зампред фракции "Единая Россия":

– Не знаю, да и Илларионов не изгнанник, ну захотел человек съездить в США подзаработать, поделиться опытом. Пройдет время, и он вернется, ведь родина у нас одна.


Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

– Если президентом в 2008 году станет человек, продолжающий политику Путина, я буду следующим. Ко мне точно присоединятся 150-200 знакомых. Илларионов стал первым из нас, которых можно назвать "отложенной российской элитой". Отложенной, потому что мы обязательно вернемся и рано или поздно возьмем власть в свои руки.


Сергей Станкевич, бывший помощник президента Ельцина, в 1997 году получил в Варшаве статус политэмигранта:

– Вполне оправдан выезд из страны женщин, которых преследуют. Я знал двоих – Старовойтову и Политковскую. Они обе уезжали и возвращались. Сердцем понимаю, что лучше бы они задержались там подольше, но иначе они не могли.


Сергей Ковалев, правозащитник:

– Увы, но сейчас и я тут не нужен. И другие, кого не слышно и не слушают. Беда в том, что нынешняя власть не переговороспособная группа. Хотя глас вопиющего в пустыне – не совсем последняя социальная роль.


Алексей Волин, президент Издательского дома Родионова, в 2000-2003 годах замруководителя аппарата правительства:

– Следующими будут те, кто сам здесь ничего ловить не хочет. А читать лекции на Западе надо не более двух раз в году. По законам шоу-бизнеса гонорары у гастролирующих всегда больше, чем у постоянных. Да и уровень известности у Илларионова в России выше, чем в Америке.




КоммерсантЪ