12.10.2006

Тимур Кизяков несет добро в СМИ. «СМИ – это ребенок, который смешал все яркие краски, и получилась серая грязь. Надеюсь, краски не кончаться и рисовать научимся»




Фото: ИТАР-ТАСС

На сайте Всероссийского информационно-образовательного проекта «Медиакратия» состоялась интернет-пресс-конференция автора и ведущего телепрограммы «Пока все дома» Тимура Кизякова. За 14 лет выхода программы бригада Кизякова побывала в семисот знаменитых семьях. Он рассказал об истории появления старейшей развлекательной программы на российском ТВ и поделился своими взглядами на моральный уровень отечественной журналистики.

«Идея возникла как-то с разных сторон. Во-первых, на тот момент, 14 лет назад, в воскресном утреннем эфире было «окно», куда нужно было поставить программу, как тогда формулировалась задача – «аналог «Утренней почты».

«Мы пытаемся решить судьбу одного конкретного человека, пытаемся нашему маленькому герою найти маму и папу» Хотелось бы, чтобы программа была предназначена для всей семьи, т. е. для людей разных возрастов, и они были гарантировано защищены от негативных эмоций, связанных с темами, разъединяющими людей, – политика, конфликты... А потом, когда центром программы стала семья, тогда семья актера Олега Табакова, – это первый наш герой, – все остальное окончательно стало понятно, и естественные домашние темы – «Очумелые ручки» и «Зверье мое» – вошли в программу. Кто был самым интересным гостем программы, невозможно сказать, потому что семьсот семей приняли участие в этой программе, и каждая была счастлива по-своему», – сказал Кизяков.

Гости проекта «Медиакратия» рассказали о новой рубрике программы «Пока все дома», которая называется «У вас будет ребенок». «Это изначально абсолютно некоммерческий проект. В России существует огромная проблема – почти 800 тысяч детей-сирот, для многих это стало печальной статистикой. Мы пытаемся решить судьбу одного конкретного человека, пытаемся нашему маленькому герою найти маму и папу. Наша рубрика существует чуть более месяца, и мы показали семерых малышей, и уже по ним был 621 звонок. Одного нашего мальчика уже забрали в семью, сейчас должны приехать еще за одной девочкой. Но проблема в том, что у многих людей не оформлены документы на усыновление, а этот процесс занимает как минимум месяц. Так что я надеюсь, рано или поздно всех наших героев заберут. Но что самое главное – если кто-то не успеет забрать нашего героя, заберут других ребятишек», – говорит Елена Кизякова.

Тимур Кизяков пояснил, что у его программы нет задачи застать очередную известную семью врасплох. «Если обстановка совсем неподходящая для съемки программы или люди совсем не в настроении, мы съемку переносим. Это происходит, пока устанавливаются свет и камера, около часа. За это время удается почувствовать ситуацию. А свою роль я сравниваю с настройщиком музыкального инструмента, в котором каждый участник – отдельная струна, а моя задача – инструмент настроить в счастливой, семейной, добродушной тональности живого разговора. Наша программа – это не интервью, интервью – нечто заготовленное, что-то продуманное и настораживающее собеседника. У нас застольный разговор», – говорит телеведущий.

Автор семейной передачи не чужд круга проблем журналистской этики: «Сейчас мы проходим этап, когда можно показывать все вокруг, и наши СМИ соревнуются в этом. И если такое красивое и доброе сравнение найти, то это как маленький ребенок, которому только что подарили краски. На первых рисунках он берет самые яркие цвета и смешивает их вместе, отчего на бумаге получается обычная серая грязь. Будем надеяться, что у нас и краски не кончатся, и рисовать научимся».

«Телемыслитель» Кизяков считает, что каналы, соревнуясь за зрителя, в итоге забыли его, зрителя, интересы: «Крови, насилия и пошлости слишком много, может, их вообще не надо и, по большому счету, интерес к ним нездоровый. Я считаю, что соревновательный дух между каналами привел к тому, что интересы зрителей оказались на последнем месте, и ответственность СМИ – на последнем месте, потому что по всем каналам в одно и тоже время, в один и тот же день стоит программа про животных... Это лучший пример того, как каналы соревнуются между собой. Стремление привлечь внимание зрителя любой ценой привело к появлению реалити-шоу, которые вполне подпадают под квалификацию Уголовного кодекса как растление. Вкратце можно суммировать так, к вопросу о цензуре. Там, где у нас кончается цензура, там сразу начинается нецензурное».

Алексей Чернега

Взгляд