13.10.2006

Гламурный product placement



Когда скрытая реклама (или в терминологии профессиональных рекламистов - product placement) впервые появилась в художественных произведениях, доподлинно неизвестно. Но плоды ее мы пожинаем ежедневно. Поклонники Донцовой, видимо, поголовно пьют кофе, активно продвигаемый ее героиней Дашей. А «строители нового жилья» теперь смогут сделать «GLАМУРНЫЙ дом» по Оксане Робски. Последняя книга богато иллюстрирована и явно не обошлась без product placement.

Первым заказчиком скрытой рекламы стало правительство США, обратившееся к создателям мультсериала про моряка Папая в 1940 годах. Анимационный персонаж в трудную минуту подкрепляется шпинатом, а весь сюжет выстраивается вокруг непростых отношений Папая с девушкой по имени Олив Ойл - Оливковое Масло. Первый опыт product placement оказался успешным, и новые случаи использования скрытой рекламы не заставили себя ждать. Так, уже в самом первом фильме про Джеймса Бонда «Доктор Но», вышедшем в 1962 году, эффектно демонстрировались наручные часы марки Breitling. В следующих сериях на коммерческих условиях в кадр попадали автомобили, напитки, сигары...

По оценкам экспертов, на скрытой рекламе создатели последнего фильма бондианы «Умри, но не сейчас» собрали около $70 млн. «Люди в черном» пропагандируют солнцезащитные очки марки Ray Ban, в «Матрице» рекламируется Cadillac, в «Особом мнении» - Lexus. А сиквел Люка Бессона «Такси» не последней целью ставил поднять престиж автомобильной марки Peugeot.

История русского product placement, а точнее его успешного использования начинается с фильма «Особенности национальной рыбалки» Александра Рогожкина, снятого в 1998 году. Эта лента пропагандирует употребление водки вообще и водки «Урожай» в частности - напиток этой марки то и дело попадает в кадр.

Успех фильма во многом определил дальнейший бурный расцвет скрытой рекламы в России. В «Антикиллере-2» активно продвигается бренд Panasonic: ноутбуки, мониторы, камеры, телефоны… В «Ночном дозоре» в кадре Nescafe и МТС, а сцена, где с помощью интернет-поисковика Rambler ведется поиск в будущем, и вовсе заняла первое место в номинации Product Placement конкурса рекламистов «Профи04».

Вот и Оксана Робски («Casual», «День счастья - завтра», «Жизнь заново») в своей последней книге «GLАМУРНЫЙ дом» «побаловалась» product placement. Бытописательница Рублевки, автор популярных «гламурных» романов о нелегкой доле богатых и о скромном обаянии буржуазии, персонаж светских тусовок и крутая бизнесвумен представила на всеобщее обозрение интерьеры мест обитания своих персонажей. Так гламурная книга о дизайне, истории и направлениях дизайнерской мысли стала «двигателем торговли».

Ирина ФЕДОРОВА

www.d-pils.lv