13.10.2006

5% - каждый день. ВЦИОМ обнародовал итоги опроса о предпочтениях россиян в отношении источников информации



Всероссийский центр изучения общественного мненияВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал итоги опроса о предпочтениях россиян в отношении источников информации.

Особый интерес представляют данные о частоте и целях использования интернета россиянами, их мнении о Сети и ее аудитории. По данным исследователей, интернетом в России пользуется около четверти населения, что коррелирует с другими оценками. При этом Сеть является первоочередным источником информации лишь для 13% россиян. Всероссийский опрос проведён 30 сентября – 1 октября 2006 года, всего опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.

Результаты опроса сложно назвать сенсационными. Подавляющее большинство россиян (85%) по-прежнему предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения.

Интернетом для получения информации пользуются лишь 13% россиян. В этом отношении его популярность сравнима с уровнем доверия областному и региональному радио (13% и 10%). Неудивительно, что более четверти (26%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга используют Сеть в качестве источника информации. В крупных и средних городах таких людей меньше - 16–18% от общего населения, а в небольших городах и селах доля доверяющих интернету и того ниже - 7–10%

Предпочтения тех или иных часто используемых источников информациис учетом места жительства респондентов (принималось любое число ответов)
 

Вся Россия 

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс. жителей

Менее 100 тыс. жителей

 Села

Центральное телевидение 

85 

90

83

81

86

 86

Региональное телевидение

 40

4

47

33

 42

 48

Областное телевидение

 32

12

34

34

 34

 33

Центральные газеты

 31

39

24

31

 35

 29

Региональные газеты

 27

7

16

27

33 

 34

Центральное радио

 26

23

26

37

 19

 25

Областные газеты

 23

4

22

20

 28

 29

Областное радио

 13

2

12

16

 15

 15

Интернет

 13

26

16

18

 10

 7

Региональное радио

 10

9

8

12

 11

 9

Зарубежные СМИ

 2

5

1

5

 1

 1

Другое

 1

1

1

1

 -

 0

Затрудняюсь ответить

 1

2

1

-

 2

 0

 ВЦИОМ, октябрь 2006

Media Revolution

Ценность интернета в качестве информационного ресурса сегодня осознают в 1,3 раза больше людей, чем годом ранее - доля пользователей среди россиян, по данным ВЦИОМ, выросла с 10 до 13%. Доверие к информации других СМИ растет медленнее (за исключением регионального ТВ, чей рост популярности сравним с Интернетом).

Источники информации: изменения предпочтений россиян (июнь 2005 - сентябрь 2006)
 

июнь 2005

сентябрь 2006 

Центральное телевидение

76

85

Региональное телевидение

 32

40

Областное телевидение

 28

 32

Центральные газеты

 25

 31

Региональные газеты

28

 27

Центральное радио

 27

 26

Областные газеты

 23

 23

Областное радио

 12

 13

Интернет

 10

 13

Региональное радио

 12

 10

Зарубежные СМИ

 2

 2

Другое

 1

 1

Затрудняюсь ответить

 2

 1

 ВЦИОМ, октябрь 2006

Media Revolution

В ходе опроса, впрочем, выяснилось, что сегодня уже почти четверть россиян хотя бы время от времени пользуется интернетом. Каждый двадцатый житель страны использует Сеть "практически ежедневно", еще 8% делают это несколько раз в неделю и 6% – несколько раз в месяц.

Частота использования интернета в зависимости от уровня образования
 

Все опрошенные 

Начальное или неполное среднее образование

Среднее (школа, ПТУ)

Среднее специальное (техникум)

Незаконченное высшее или высшее 

Практически ежедневно

5%

1%

2%

5%

13%

Несколько раз в неделю

8%

1%

5%

8%

12%

Несколько раз в месяц

6%

3%

4%

6%

11%

Эпизодически, но не менее 1 раза в полгода

4%

1%

3%

3%

9%

Не пользуюсь 

76% 

92%

84%

77%

54% 

Затрудняюсь ответить

1%

0%

2%

1%

1% 

 ВЦИОМ, октябрь 2006

Media Revolution

Более активны в интернете люди с высшим и незаконченным высшим образованием: каждый четвертый пользуется Сетью не реже нескольких раз в неделю, 11% – несколько раз в месяц, еще 9% – не реже, чем раз в полгода.

Обратная ситуация сложилась среди респондентов с образованием ниже среднего. Лишь 4% представителей данной группы бывают в Сети хотя бы несколько раз в неделю, в то время как 92% из них вообще не пользуются интернет-ресурсами.

Большинство российских пользователей (77%) нуждаются в Сети для решения вопросов, связанных с работой или учебой. 44% пользующихся Сетью используют ее для чтения новостей и общения по электронной почте. Сетевое общение, равно как и просмотр фильмов и прослушивание музыки в Сети увлекает еще по 20% пользователей. 

Виды деятельности в интернете в зависимости от уровня доходов семьи (вопрос "Для чего вам необходим доступ в интернет?", любое число ответов; в % от тех, кто пользуется Сетью)
 

Все опрошенные

Менее 1500 рублей в месяц на человека

1500-3000 рублей в месяц на человека

3000-5000 рублей в месяц на человека

 5000 рублей на человека в месяц и выше

Поиск и чтение мировых и российских новостей
44  19  29  41  52 
Работа, учеба 77  69  71  78  78 
Переписка по электронной почте 44  44  31  50  54 
Прослушивание музыки, просмотр фильмов 20  25  13  17  19 
Онлайн-игры 11  10 
Просмотр эротических сайтов
Общение с другими пользователями (чаты, форумы)
20  13  17  27 
Поиск друзей и единомышленников 15 
Другое  1
Затрудняюсь ответить  1

 ВЦИОМ, октябрь 2006

Media Revolution

Наиболее активные "интернетчики" – россияне с доходом на одного человека более 5000 рублей в месяц. Они значительно чаще используют электронную почту, посещают новостные сайты, общаются и знакомятся в Сети, чем менее обечпеченные соотечественники. Интересно, что чаще других используют интернет для скачивания музыки и фильмов наиболее низкообеспеченные люди (доход менее 1500 тысяч рублей на человека в месяц).

Таким образом, интернет остается инструментом воздействия на наиболее качественную аудиториию - образованных жителей крупных городов с высшим образованием и доходом выше среднего.

В контексте продолжающегося бурного роста интернет-аудитории в России особенно интересно познакомиться с распространенностью мифов и стереотипов о Сети и ее обитателях.

Восприятие интернета и его аудитории населением в целом(принимался только один ответ из двух в каждой паре)
А.

 

Интернет - это мощный ресурс получения
оперативной и достоверной информации

44

Интернет - это неконтролируемое пространство,
где много недостоверной, и даже вредной информации

 27

Затрудняюсь ответить

 29

В.  
Интернет помогает объединению людей, упрощает их общение

43

Интернет отвлекает людей от личного общения друг с другом

 26

Затрудняюсь ответить

 29

С.  
Интернет - это важное явление, дающее человеку много новых и
недоступных ранее возможностей, многое меняющее в нашей жизни

54

Интернет - это просто модное увлечение,
ничего существенного в жизни он не меняет

 19

Затрудяюсь ответить

 27

D.  
"Интернетчики" (люди, которые активно пользуются интернетом)
сильно отличаются от других людей

22

"Интернетчики" - такие же люди, как все;
отличий от людей, не пользующихся Сетью, у них немного

 47

Затрудняюсь ответить

 31

 ВЦИОМ, сентябрь 2006

Media Revolution

В целом, россияне положительно (или нейтрально) относятся к интернету. Отрадно сознавать, например, что лишь каждый четвертый соотечественник считает Сеть хранилищем вредной информации или, того хуже, помехой межличностному общению. Способность интернета изменить что-либо в привычном укладе жизни подвергли сомнению лишь пятая часть опрошенных. Это не так уж много, ведь более половины респондентов считают, что интернет может изменить жизнь вокруг нас, предоставляя нам новые возможности.

Почти половина опрошенных не делает различий между активными пользователями Сети и всеми остальными. Правда, тех, кто считает активных пользователей Сети маргиналами, приписывая им существенные отличия от от других людей, тоже немало - целых 22%. Интересно было бы узнать, какие именно отличия имелись в виду.


mediarevolution.ru