13.10.2006
Romir Monitoring и РАМУ

Завершено первое в истории BTL- индустрии исследование



Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ) совместно с Romir Monitoring, при поддержке НП "РусБренд" и АКАР, завершила первое в истории индустрии маркетинговых услуг исследование, посвященное рынку BTL-услуг и деятельности BTL-агентств в России. Последние 3 года, объем рынка маркетинговых услуг стремительно рос, и в 2005 году составил более $1.350 млрд.

Исследование состояло из двух частей и проходило с конца мая по конец июля 2006 года в виде онлайн-интервью. В первой части принимали участие представители крупнейших компаний-рекламодателей. Во второй части проекта участвовали 54 агентства из 14 городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Пермь, Самара, Тюмень, Уфа и др.)

По мнению Анастасии Прыгуновой, управляющей комитета по СМИ и рекламе НП "РусБренд": "Данное исследование - первая попытка структурированного аналитического обращения к рынку BTL. Именно этим оно в первую очередь и ценно. Учитывая значение BTL как важного канала коммуникации с потребителями, мы надеемся, что исследования в данном направлении продолжатся. И это будет соответствовать интересам не только BTL агентств, но и производителей и, в конечном итоге, потребителей".

Президент РАМУ Ирина Васенина отметила, что это первое подобного рода исследование в истории индустрии маркетинговых услуг, - "мы очень рады, что, наконец, провели это исследование. Надеемся, что оно будет полезным и интересным всем игрокам рынка", - говорит Ирина Васенина.

По результатам исследования*, участниками рынка и рекламодателями были названы крупнейшие BTL-агентства:

Рейтинг упоминаемости российских BTL-агентств**:

1. IMS-Marketing
2. Progression
3. TMA-Draft
4. Marketing Communications
5. Point Passat
6. Orange
7. Bounty
8. IQ Marketing
9. Arc Connect
10. G2
11. New Point
12. Proximity
13. Город Эль
14. Tequila

* опрос проводился среди крупнейших рекламодателей и российских BTL-агентств
** агентства - наиболее активные на рынке, чаще всего участвующие в тендерах, чьи названия "на слуху" у рекламодателей и агентств. Среди них также были упомянуты: Ace Target, BrandNew-Momentum, Coral Promotion, Tarantula, A.R.M.I., ANG Group, EMG, Fase2Fase, R&IGroup, Twin и другие.

Рейтинг агентств по обороту на основании опроса участников рынка*:

1. IMS-Marketing
2. TMA-Draft (ADV Group)
3. Progression (ADV Group)
4. New Point Marketing
5. Orange


* оборот агентств не разглашается

"Индустрия BTL очень фрагментированная и непонятная для многих клиентов - во многом это стало основной причиной проведения данного исследования. Учитывая текущее состояние рынка - это первая попытка сделать объективный замер", - сказал заместитель генерального директора Romir Monitoring, Дмитрий Таганов.


Также были выявлены основные факторы, способствующие развитию рынка BTL-услуг в России. Чаще всего респонденты называли: рост профессионализма персонала клиента, появление универсальных методов измерения эффективности BTL услуг, увеличение прозрачности рынка. Под "прозрачностью рынка" большинство понимает доступность полной информации об участниках рынка.

Большинство опрошенных агентств специализируются на: разработке креативных концепций, потребительском и событийном маркетинге. Эти же виды коммуникаций являются одними из наиболее востребованных и со стороны компаний-рекламодателей. Среди основных услуг BTL-агентств также были отмечены: трейд-маркетинг и мерчендайзинг, разработка и производство POS материалов, маркетинговый консалтинг, прямая рассылка (direct mail), исследования, спонсорство, системы управления взаимоотношений с потребителями (CRM), спортивный маркетинг. При этом, большинство агентств планирует развитивать наиболее перспективные направления: 1. креатив, 2. событийный маркетинг, 3. мерчендайзинг.

Среди факторов, препятствующих работе агентств, были отмечены: встречающаяся непрозрачность тендеров и демпинг. Работу региональных агентств, в большей степени, осложняет противодействие со стороны торговых сетей.

Наибольший вклад в общий оборот агентств вносит долгосрочное сотрудничество (в среднем 53% оборота компании). Наиболее часто агентства используют в качестве схемы оплаты своих услуг Comission/MarkUp (комиссию), т.к., по мнению опрошенных, она понятна, удобна, привычна для клиентов. В качестве системы оплаты труда сотрудников агентства, в основном используют схему "оплата плюс премия".

Среди факторов, характеризующих деятельность агентств, стоит также отметить , что большинство агентств направляют свой персонал на обучение, московские агентства для проведения обучающих тренингов чаще привлекают внешних специалистов.

Относительно деятельности региональных агентств, был сделан основной вывод - наибольшую долю по объему финансов составляют заказы от московских агентств и прямых клиентов - 54%, около 29% - составляют заказы из других городов.

Среди методик, которые большинство BTL-агентств используют для измерения эффективности своих BTL-акций, отмечены: внутренние разработки, измерение уровня продаж, опросы и исследования, внутренний и внешний аудит и т.д.



Справка:

ROMIR Monitoring - крупнейшая российский независимый исследовательский холдинг, специализирующейся на маркетинговых и социологических исследованиях. По итогам ежегодного экспертного опроса, проведенного российской Гильдией маркетологов, ROMIR Monitoring был признан лучшей исследовательской компанией России 2004 и 2005 годов. Компании, входящие в холдинг, являются эксклюзивными представителями международных исследовательских сетей Gallup International и Euronet. Это позволяет нам проводить исследования в более чем 70 странах мира.

"РусБренд" - некоммерческое партнерство "Содружество производителей фирменных торговых марок", основанное в марте 2002 года, сегодня объединяет более 50 российских и международных компаний-производителей потребительских товаров.
Деятельность "РусБренда" направлена на установление конструктивного диалога со всеми участниками рынка. Приоритетными задачами для Содружества являются вопросы защиты интеллектуальной собственности, содействия формированию конкурентоспособного медиа рынка, укрепления партнерских отношений между представителями индустрии и торговли, способствующих взаимовыгодному развитию бизнеса; поддержки административной и правовой реформ, а также просветительская деятельность в отношении роли и значения брендов.


Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ) - крупнейшая в России некоммерческая организация, объединяющая агентства, специализирующиеся на маркетинговых услугах. В понятие маркетинговые услуги входят такие направления как Consumer Promotion, Sales Promotion, Event Marketing, Trade Marketing (Merchandising), Direct Marketing/CRM.
Ассоциация была основана 29 марта 2001 года в Москве. Более 60 агентств, как московских, так и региональных являются сегодня действительными членами РАМУ.

Главной задачей Ассоциации является продвижение и формирование положительного образа индустрии и ее популяризация В 2006 году Ассоциация впервые количественно оценила индустрию BTL за 2005 год, ежегодно РАМУ является главным организатором секции BTL на ММФР. РАМУ является официальным представителем международного конкурса MAA Globes Awards, который проводится международной организацией The Marketing Agencies Association Worldwide, а также - учредителем самого значимого конкурса в области маркетинговых услуг - "Серебряный Меркурий".