16.10.2006

А может, по пивку?



Времена, когда вопроса “Что будем пить?” для норильских любителей пива не существовало в принципе, давно миновали. Это раньше выбор ограничивался “Жигулевским” в бутылке, “Жигулевским” из бочки и “Жигулевским” из автомата.

Нынче прилавки магазинов под завязку забиты пивом любых сортов и марок, только успевай пробовать. Но знаете, чем дольше пробуешь, тем больше убеждаешься, что особой разницы между той или иной маркой нет.

Даже пиво известных западных фирм, которое разливается или производится в России, по какой–то (будем считать непонятной) причине грешит прискорбным однообразием вкусовых качеств. Это, кстати, заметили и сами изготовители: они с ног сбиваются, предлагая покупателям все новые и новые сорта, меняя форму и объем бутылок, цвет этикетки. Я уж не говорю об “оригинальных вкусовых добавках”. А воз все там же. Массовый продукт — он на то и массовый, чтобы не выделяться из общего ряда. Есть, конечно, исключения, но их либо дорого везти, либо за ними надо далеко ехать.

Между тем неплохо бы вспомнить, что буквально у нас под боком есть свой пивоваренный завод — норильский. Который, представьте себе, утоляет жажду горожан уже шестьдесят лет. Созданный по инициативе комбината, он долгие годы обеспечивал напитками не только металлургов и горняков, но и весь Норильский промышленный район. И надо сказать, с задачей своей завод справлялся отлично. Впрочем, и теперь, в эпоху победившего капитализма, его работники не собираются сдавать позиции.

— За восемь месяцев этого года мы выпустили миллион восемьсот тысяч литров продукции, — говорит директор завода Сусанна Сергеевна КУРЕЛЯК. — К концу года, думается, дойдем до двух с половиной миллионов литров. Уже сейчас можно сказать, что целей, которые ставили перед собой, мы достигли. Пива выпущено столько, сколько планировали, безалкогольных напитков — немного меньше. Это связано с тем, что сезонные продажи в третьем квартале традиционно снижаются: в город завозится много продукции с материка, играет свою роль и отток людей из города.

“Капля в море пива”

Именно такое сравнение уместно, если ставить норильский пивзавод рядом с гигантами пивной индустрии. Но наши пивовары не гонятся за объемом, они знают, какой сегмент рынка они могут завоевать, и прилагают все усилия, чтобы ИХ потребители остались довольны. А это не так–то просто. Сегодня изменилась покупательская структура. “Старые” норильчане постепенно покидают город, а приезжающие вновь выросли на собственной культуре потребления пива. Но наше–то пивко — особенное! И оно сильно отличается от пастеризованного, которое в основном и производится в стране. Для России это редкость. Норильское, “живое”, пиво, сваренное по классической схеме, находится в бродильном отделении при температуре не выше десяти градусов по Цельсию. При выдержке в подвале оно охлаждается до 0–2 градусов и выдерживается так до двух месяцев.

Эта технология характерна для Германии и скандинавских стран, а в мире такое пиво получило название “экспортного”. Кстати, у непастеризованного пива есть одно немаловажное преимущество: как утверждают специалисты, после него (внимание!) не болит голова. Такой поистине замечательный эффект дает то, что при низких температурах в пиве не образуется диацетил. А массовые сорта, которые делают на крупных заводах, производятся при температуре 24 градуса Цельсия и требуют серьезной очистки. У кого–то получается лучше, у кого–то... сами знаете.

По вкусовым качествам норильское пиво острее обычного. Хотя хмелевая горечь и другие показатели находятся в пределах ГОСТа, сама вода и содержащиеся в ней микроэлементы создают уникальный и оттого для многих непривычный оттенок, который не спутаешь ни с каким другим. Еще одна особенность — наше пиво дает мало пены, потому что насыщается естественным образом, без использования добавок.
Если три года назад нориль- ское пиво фильтровалось на сепараторах и его стойкость была всего семь дней, то сейчас его фильтруют на швейцарском рамном фильтре. Намывка кизельгура — специально подготовленного мельчайшего ракушечника поглощает из пива дрожжинки, и это позволяет повысить стойкость плотного пива до 25 дней, а легкого — до двух месяцев.

Сейчас на норильском пивзаводе варят восемь сортов пива на любой вкус. Светлое легкое пиво представлено сортами “Пеляткинское” и “Лауреатское”, традиционное светлое — 12–процентным “Элитным” и “Заводским”.

Светлое пиво “Золото Путоран” и темное “Медвежий ручей” имеют 15 процентов плотности. Самые плотные сорта — “Праздничное” и “Портер”. Кстати, такое пиво, как наш 20–процентный “Портер”, редко где производится для массового потребления. Так что и здесь мы в выигрыше.

Не пивом единым

Безалкогольные напитки норильского пивзавода делаются на основе сахарного сиропа, и тоже по особой технологии. При варке сахарного сиропа в присутствии лимонной кислоты происходит инверсия сахарозы и образуется два удобоваримых сахара — фруктоза и глюкоза, углеводы, необходимые как для стабильной работы сердечных мышц, так и для головного мозга.

Такой процесс — удовольствие дорогое, поэтому многие производители используют в своих напитках либо обычную сахарозу, которая, скажем так, не слишком полезна для организма, либо прибегают к заменителям сахара. Так, например, делаются напитки класса “лайт”. Но заменители сахара — вещества довольно хитрые, этакая “обманка” для организма. При длительном употреблении это вызывает сбой в обмене веществ, поэтому напитки с сахарозаменителями нельзя пить молодежи, детям и спортсменам.

Кроме сахарного сиропа в безалкогольные напитки норильского пивзавода входит натуральная основа немецкого, итальянского и отечественного производства. Поставщиков подбирают очень тщательно.

Если любители пива — люди в основном достаточно консервативные и редко меняющие свои пристрастия, то от безалкогольных напитков покупатели требуют разнообразия. Поэтому на норильском пивзаводе пристально следят за новыми веяниями как в пищевой индустрии, так и среди потребителей. Например, если раньше большим спросом пользовались сильногазированные напитки, то сейчас востребованы напитки со средним содержанием углекислоты. На это пивзавод среагировал выпуском двух новых сортов: “Яблочко” и “Напиток с ароматом мирта”. Напомним, мирт — это растение, аналогичное чайному дереву. Оно содержит активные биологические вещества, которые губительно действуют на вирусы и поддерживают иммунную систему. Для Норильска это более чем актуально.

Напитки должны быть не только вкусными, но и полезными — этого простого и правильного принципа на пивзаводе придерживаются неукоснительно. Поэтому и появились на прилавке сокосодержащие напитки с витаминами и целых три вида кваса. Отдельной строкой идет питьевая вода “Талая”, которая долгие годы поставлялась для работников комбината, и минеральные лечебно–столовые воды норильских источников “Алькор” и “Валек”. Одна из них хорошо утоляет жажду и восполняет расход солей, а лечебные свойства второй хорошо воздействуют на больных сахарным диабетом и нарушениями обмена веществ.

Семейное дело

— К сожалению, норильская торговля сейчас сориентирована на завоз продуктов с материка, игнорируя те мощности, что создавались комбинатом в течение многих лет и обеспечивали весь город продуктами питания высокого качества, – говорит директор норильского пивзавода.

— Надеюсь, что это временное явление. Норильск — город с собственной спецификой, со сложными климатическими и экологическими условиями. Его жители заслуживают большего, чем “усредненная” продукция, они должны получать то, что подходит именно им. В этом и заключается наша идея: выпускать качественное и полезное для норильчан питье. Мы занимаемся этим много лет, и залог успеха видим не только в отборном сырье, не только в отлаженной технологии и надежном оборудовании. Главная наша ценность — это коллектив. Мы работаем вместе столько времени, что нас можно считать семьей. Каждый дорожит репутацией завода и прикладывает все усилия для того, чтобы его работа была безупречной. Мы уважаем этот город, и он отвечает нам взаимностью. // www.beerunion.ru

Upakovano.ru