23.10.2006

Москва возрождает плакатный стиль



В Западном Бирюлеве "Единая Россия" провела рок-фестиваль "Планета музыки рок", который сопровождался конкурсом агитплаката "За здоровый образ жизни". Прошедшая акция - далеко не первое подобное мероприятие. В 2005 году более 150 художников всех возрастов решили принять участие в возрождении искусства агитации "шершавым языком плаката", поучаствовав в акции "Москвичи против террора". Похоже, политплакат возвращает себе былые позиции "печатного пропагандиста и агитатора". "Москва" попыталась разобраться, зачем возрождать полузабытый стиль и как правильно использовать современный плакат в век телевидения.

В России, так уж повелось, про силу плакатов, говорящих хлестким печатным словом, вспоминали в переломные моменты истории. Впервые политические "картинки" на стенах домов появились во время Первой мировой войны. В Гражданскую войну знаменитые "Окна РОСТА" сыграли не последнюю роль в становлении новой власти. Во время Великой Отечественной войны плакатный стиль вообще стал "главным из искусств". Поэтому неудивительно, что в постсоветской России, до сих пор находящейся в поисках идеалов, плакат вновь стал востребован и актуален. Пока, правда, далеко не все попытки "поговорить" с обывателем с помощью изобразительного искусства можно назвать удачными, они нередко становились объектами насмешек городских острословов.

Самый курьезный случай произошел во время празднования двухсотлетия Александра Сергеевича Пушкина. Москва, как и положено малой родине, отметила юбилей поэта широко и скандально. Столичные власти, украсив город растяжками, проявили редкое невежество, приписав Пушкину много чужих "заслуг". В частности, "Я лиру посвятил народу своему" изъяли у Николая Некрасова, а "Средь шумного бала, случайно..." - у Алексея Толстого.

В отличие от пушкинского юбилея социальная реклама в День Победы "радует" нас ежегодно. В позапрошлом году это была перетяжка "Памяти - павших будьте достойны" - именно так, через тире. В прошлом году появились щиты с надписью неуловимого смысла: "Солдаты и после войны отдают свою жизнь датам победы".

В 2006 году креативщики отличились вновь. На плакат со слоганом "С праздником вас, воины России!" попало изображение американского линкора "Миссури".

Впрочем, московские ошибки меркнут по сравнению с калининградским поздравлением: с плаката "Желаем вам счастья, крепкого здоровья и мира" в ветеранов целился немецкий танк "Тигр".

Но время "детских" ошибок, свойственных периоду возрождения ремесла, похоже, прошло.

- Главное - правильно определить цель, - рассказала "Москве" заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Татьяна Портнова, проводившая конкурс антитеррористического плаката. — Мы хотели привлечь ребят к политической жизни страны, вызвать у них интерес к происходящему. На наш призыв откликнулось много детей. Стоит отметить, что было много ярких работ, очень качественно выполненных, с душой. Огромное количество плакатов антитеррористического содержания говорит о том, что ребята хотят жить в мире и согласии, никто не хочет воевать.

Школьники, рисовавшие плакаты о пользе здорового образа жизни в Западном Бирюлеве, нашли свои плюсы в новой для них работе.

- Эти конкурсы действительно очень полезны, - считает школьница Ирина Кузнецова, участвовавшая в последнем конкурсе плакатов. - Рисуя, мы начинаем обсуждать разные вопросы, лезем в книги, ищем новую информацию. Лично я, готовясь к конкурсу плаката, очень много узнала о вреде курения - и мне действительно стало жутко.

Но, чтобы добиться цели, плакат надо донести до людей, то есть расклеить на улицах города, сооружениях. Ежегодный конкурс социального плаката, проводимый правительством Москвы, может служить иллюстрацией того, как хорошее начинание пропадает в безызвестности. Несмотря на заверения устроителей конкурса, что все плакаты-победители украсят улицы Москвы, как правило, кроме жюри, нескольких десятков журналистов и тусовщиков, их никто не видит. Психологи напоминают, что плакат - огромная сила даже в век телевизора. Главное - правильно им распорядиться. Рекламировать наскоками нельзя, тем более социальные ценности, - необходима продуманная долговременная кампания, а плакаты, как, кстати, и телеролики, надо постоянно менять, чтобы внимание аудитории не ослабевало.//Николай Дроженко

Известия