23.10.2006

Бизнес волшебников



Есть проекты, которым суждено остаться блестящими только на бумаге. Люди, предлагающие их, бьются над единственным и в большинстве случаев так и не разрешенным вопросом: чего им не хватает для успешного воплощения идеи в жизнь? Почему развлекательному центру на воде и суперуничтожителю колорадского жука никогда не превратиться в бизнес? Отвечаю: даже если генераторы проектов имеют представление о рентабельности и видят свою нишу, они не знают, как придать товару или услуге ту добавочную стоимость, которую можно будет тиражировать среди потребителей.
На мой взгляд, самые яркие примеры удачной реализации идей на российском рынке принадлежат Аркадию Новикову, Рустаму Тарико и Сергею Полонскому. Они люди совершенно разные, но одинаково гениальные с точки зрения выстраивания бизнеса. Они одновременно и волшебники, уловившие формулу желаний потребителей, и запредельные администраторы, создавшие устойчивую систему с отлаженными процессами контроля, учета и обработки информации.
Сергей Полонский начинал со строительной бригады, а теперь управляет Mirax Group. Он не боится идти против течения, вкладывает деньги туда, куда никто никогда не вкладывал. У него есть "фишка": некий добавочный элемент, который делает бизнес Полонского уникальным и невероятным образом повышает его капитализацию.
Рынок элитной недвижимости, на котором работает Mirax Group, состоит из разных мелочей: район, цена квадратного метра, инфраструктура, зеленые насаждения… Все условия банальны и присутствуют в предложениях каждого застройщика уровня выше среднего. В условиях высокой конкуренции компании ищут нюансы. "Дон-строй", скажем, "вытягивает" клиентов прекрасным видом из окон квартиры. Полонский пошел еще дальше: он сооружает во дворе площадки для барбекю, чтобы каждый жилец мог выйти к природе, пожарить мясо, посидеть и полюбоваться. Неплохо, но Полонскому и этого показалось мало. Он построил мини-зоопарк с ручными ламами, козликами, барашками и барсуками. К зверинцу приставлен специальный человек, двор охраняют профессиональные охранники, и родители имеют возможность выпускать детей на придомовую территорию и ни за что не беспокоиться. У Полонского изначально правильное отношение к людям. Он создает ауру, а за нее люди платят большие деньги.
Подбираются единомышленники, сообщество по интересам, по самоощущениям. Вы покупаете не дом, а соседей.
Примерно тем же поражает империя Аркадия Новикова. Когда открылось его первое заведение "Сирена", народ поехал на рыбу, икру и интерьер с аквариумами. 1992 год, дикий и непонятный рынок, но Новиков поймал волну. Сегодня у всех его заведений есть особый, неповторимый дух.
Вот, например, рестораны "Кавказская пленница" и Vogue Cafe. Посетители не пересекаются: одни приходят ностальгировать, другие - побыть модными. Возрастные группы разнятся на 15-20 лет. Но и тут, и там- правильно выбранные и преподнесенные потребителю ниши. Новиков увидел и придал им лоск. Бизнес Рустама Тарико- совершенно другой. Этот человек потрясающе быстро создает прибавочный продукт. Изначальное занятие Тарико- дистрибуция дорогого алкоголя - было довольно предсказуемым. Но потом случился неожиданный виток в сторону водочного производства, причем дороже, чем у всех. А затем банк, раздающий кредиты всем подряд. Только ненормальный мог бы согласиться отдать свои деньги непонятно кому. А Тарико сделал потрясающий бизнес в своей нише, создав атмосферу услуги.
Проект обречен на успех, если в нем есть эксперимент, активность, выстраивание процессов и персонификация на уровне ощущений.

ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН, председатель совета директоров компании "Евросеть"

Деловая газета "Бизнес"