23.10.2006

Рекламисты Украины крепко затянулись. Профильный комитет выступил за отсрочку запрета рекламы алкоголя и табака



В пятницу Верховная рада приняла в первом чтении два законопроекта об ограничении размещения рекламы табачной и алкогольной продукции и полном запрете наружной рекламы этих товаров с 1 января 2007 года. Однако сразу после этого парламент проголосовал за объединение двух документов в новый законопроект. По информации Ъ, парламенту предложат пересмотреть свое решение и на три года отсрочить запрет.

Верховная рада на заседании в пятницу приняла в первом чтении сразу два проекта законов "О внесении изменений в закон 'О рекламе'" (авторы – народные депутаты Николай Томенко (БЮТ) и Борис Беспалый ("Наша Украина")), вводящих ограничения на размещение рекламы табачной и алкогольной продукции. После этого парламентарии проголосовали за то, чтобы ко второму чтению эти проекты были объединены в единый документ и дополнены предложениями представителей рекламной индустрии. Напомним, что в обоих законопроектах предлагается запретить с 1 января 2007 года наружную рекламу табачной и алкогольной продукции, а также (в проекте господина Томенко) рекламу слабоалкогольных напитков на телевидении, радио, наружных медианосителях, первой и последней страницах печатных СМИ. Кроме того, господин Беспалый в своем законопроекте предлагает ввести полный запрет рекламы табака и алкоголя на всех носителях, кроме специализированных изданий, мест торговли и выставок (см. Ъ от 20 июня). Сейчас для алкогольной и табачной продукции действует ограничение на размещение рекламы на телевидении и радио (реклама алкоголя разрешена только с 23.00 до 6.00), на первых и последних страницах газет и журналов, а также на транспорте.

Принятию законопроектов предшествовало бурное обсуждение в сессионном зале. Вместо поддержки проекта господина Томенко, о чем заявлялось ранее, подкомитет по вопросам рекламы выступил за снятие его с голосования. В ответ автор документа обвинил депутатов в лоббировании интересов рекламных компаний, а также производителей табака и алкоголя. В профильном комитете не скрывали, что истинной причиной блокирования законопроекта стало нарушение данного господином Томенко слова. Напомним, что в обмен на поддержку комитета автор пообещал после голосования за законопроект в первом чтении внести в него изменения, на которых настаивали операторы наружной рекламы,– отложить срок введения запрета на внешнюю рекламу "вредной" продукции с 1 января 2007 года как минимум на год (см. Ъ от 13 октября).

"Насколько известно подкомитету, БЮТ принял решение голосовать за более жесткий вариант законопроекта господина Беспалого. Мое личное мнение: проект господина Томенко нужно снять с рассмотрения,– заявила с трибуны председатель подкомитета по вопросам рекламы ВР народный депутат Елена Бондаренко (Партия регионов).– Томенко не соблюдает тех договорных отношений, которые у нас с ним были".

В итоге законопроект господина Томенко получил минимально допустимое количество голосов – за него проголосовали 226 из 418 зарегистрированных депутатов. В то же время законопроект господина Беспалого после его заявления о готовности обсуждать сроки введения запрета на рекламу табака и алкоголя был поддержан 399 из 422 присутствовавших в зале парламентариев.

Ко второму чтению профильный комитет подготовит новую редакцию законопроекта, в которой будут учтены не только положения законопроектов, принятых в первом чтении, но и предложения представителей рекламной индустрии. В частности, полностью запретить рекламу табачной и алкогольной продукции рекламисты предлагают только в 2010 году. "Жесткая позиция подкомитета заключается в том, чтобы запрет на рекламу табака и алкоголя был поэтапным. Тем более что у Украины есть пять лет на внедрение данных норм",– поддержала инициативу представителей рекламного бизнеса госпожа Бондаренко. Напомним, что, согласно закону "О ратификации рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком", подписанному президентом Виктором Ющенко 28 марта, Украина обязана ввести полный запрет рекламы табачных изделий в течение пяти лет (см. Ъ от 30 марта).

АНТОН Ъ-ОНУФРИЕНКО

КоммерсантЪ - Украина