24.10.2006

"Башкирские авиалинии" возвращаются в Россию



Авиакомпания "Башкирские авиалинии" (БАЛ) возвращается к полетам в России: с середины ноября перевозчик будет выполнять несколько рейсов, в том числе на прибыльном направлении Уфа- Москва. Аналитики считают, что БАЛ выбрал не самое простое время для возвращения: скоро на этом направлении ожидается жесткая конкуренция.
Как писал "Бизнес" (№70 от 20 апреля), весной "Башкирские авиалинии" приняли решение прекратить полеты в России и передать все пять Ту154 в "мокрый лизинг" иранской авиакомпании Iran Air: в этой стране наблюдался дефицит провозных мощностей, а внутренние цены на керосин были ниже, чем в России. В последнее время финансовое положение БАЛ было тяжелым: общий долг компании на конец 2005 года перевалил за 70 млн руб., ее признали банкротом, но процедура внешнего наблюдения была прекращена Федеральным арбитражным судом Уральского округа по кассационной жалобе авиакомпании.
Вырученные от эксплуатации самолетов в Иране средства планировалось направлять на погашение задолженности перед кредиторами.
Как рассказал "Бизнесу" коммерческий директор БАЛ Андрей Никуленко, с середины ноября авиакомпания возобновляет полеты в России. "Два Ту-154 мы уже забрали из Ирана",- пояснил он. Авиакомпания поставила два ежедневных рейса из Уфы во Внуково, а также рейсы в Пермь и Ереван.
Все договоренности с аэропортами уже есть, и авиакомпания готова к полетам.
По мнению руководителя аналитической службы "Авиапорт" Олега Пантелеева, сейчас объем перевозок на внутренних рейсах растет, и, вероятно, БАЛ рассчитывает зимой заработать на ключевом направлении. Впрочем, такое желание возникло не только у этой авиакомпании. С 29 октября UTair вводит два дополнительных ежедневных рейса из Уфы в Домодедово, сейчас компания выполняет два ежедневных рейса во Внуково. Помимо Utair, маршрут Уфа-Москва выполняют "Аэрофлот" и AirBashkortostan (принадлежит "ВИМ-авиа"). Однако, по словам замгендиректора аэропорта Уфы Тагира Мухаметшина, пассажиропоток в этом направлении достаточно высок, и места хватит всем авиакомпаниям.
Согласны с этим и представители перевозчиков. По словам представителя UTair Марии Шарауриной, улететь из Башкириив Москву можно только через Уфу, а общий пассажиропоток из республики только растет. Впрочем, пресс-секретарь "ВИМ-авиа" Сергей Пинчук не исключает, что конкуренция на этом направлении обострится. По словам Олега Пантелеева, БАЛ возвращается к внутренним перевозкам в тяжелой ситуации. "UTair добавляет два рейса, при этом может предложить привлекательные тарифы. БАЛ же сейчас нет смысла демпинговать",- говорит аналитик.
В таких условиях вернуть себе позиции национального перевозчика республики БАЛ, вероятно, не удастся. В 1993 году в парке авиакомпании было 128 воздушных судов от Ан-2 до Ту-154М, сейчас осталось менее десяти самолетов.
"Чтобы вернуть объем перевозок и стать назначенным перевозчиком, надо занять хотя бы 30% объема работы аэропорта. В сегодняшнем положении нет повода утверждать, что БАЛ быстро поднимется",- говорит Тагир Мухаметшин. В то же время, по его мнению, у БАЛ остается возможность найти инвестора, который поднимет компанию. "БАЛ по-прежнему обладает мощнейшей инфраструктурой, авиационно-технической базой, есть и кадры, и руководящий персонал, существуют лишь финансовые трудности",- говорит он.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"