24.10.2006

"Наружку" в Петербурге страховать не спешат



В Петербурге ежемесячно нуждаются в ремонте несколько сотен различных рекламных конструкций, поврежденных либо вандалами, либо автомобилистами, либо уборочной техникой. По оценкам экспертов рынка, расходы на ремонт в сумме составляют несколько миллионов рублей ежемесячно. При этом страховать рекламные конструкции торопятся далеко не все операторы наружной рекламы – прежде всего, из-за политики страховых компаний.

«Для страховых компаний страховать объекты наружной рекламы не только невыгодно, но и убыточно – прежде всего, в связи с большим количеством страховых случаев. Выплаты, как правило, в итоге превышают сумму страховых взносов. У нас был опыт сотрудничества с операторами, но мы от этого в итоге отказались, и в целом крупные страховые компании обычно отказываются от такого взаимодействия», - говорит Татьяна Гитина, начальник Управления страхования имущества компании «Спасские ворота».

Договор страхования заключается на год, и по его условиям страховой взнос составляет от 1 до 5% от стоимости рекламной конструкции – процент зависит от политики страховой компании. Если, например, рекламоноситель стоит $10 тыс., то при его страховании компания должна заплатить от $100 до $500. «Но в итоге убыток будет превышать эту сумму, и мы обязаны его выплатить. А, как правило, если ущерб наносится, то он 100-процентный», - констатирует Татьяна Гитина.  

По ее словам, на заключение договоров о страховании рекламных конструкций с операторами наружной рекламы идут, прежде всего, мелкие страховые компании – прежде всего затем, чтобы сформировать страховой портфель.

Отсюда возможно возникновение многочисленных проблем - как у операторов, так и у страховщиков. «Сегодня к цели получения сверхприбыли, страховщики идут путем максимального сокращения выплат: мощный штат юристов находит массу причин, чтобы не возмещать убытки. При этом прослеживается четкая связь между возникающими на рынке проблемами и ценовой политикой страховщика. Видя, к примеру, что у владельцев бизнеса начались материальные потери, страховая компания может тут же сориентироваться, выдвинуть ему ряд новых условий и повысить тарифы», - констатирует Олег Зеваков, гендиректор РИА «Волгобалт Медиа».

«Если страховая компания бережет свою репутацию, она никогда не опустится до поиска предлога, чтобы отказать клиенту в выплате. Совет — изучайте не только условия страхования и его стоимость, но и репутацию страховщика. Что касается роста материальных потерь и последующего за ним роста стоимости страхования, это логично: безубыточные клиенты платят за страхование меньше, убыточные - больше. Такая практика существует во всем мире», - комментирует Алексей Образцов, директор по маркетингу страхового общества «Прогресс Нева» (группа «Ренессанс Страхование»).

По словам участников рынка, имеющих опыт страхования своих рекламных конструкций, в 90% случаев выплата страховых премий не производится вообще, либо выплачивается мизер. Кроме того, имеют место значительные временные задержки выплат и даже обращения в суд. Так, например, по свидетельству «Волгобалта», ожидание выплат длится как минимум 4 месяца. А, как известно, у компании-оператора по договору с рекламодателем тоже существуют обязательства, в частности, поддержка конструкции в хорошем состоянии и устранение неполадок в течение 24 часов. Следовательно, операторы на ремонтные работы тратят прежде всего собственные средства.

Бывают случаи, когда ремонтные бригады операторов оперативно меняют разбитое стекло конструкции, и подтвердить факт страхового случая уже не могут, - это тоже становится предметом тяжбы между страховщиками и «наружниками».

По словам Сергея Колесникова, гендиректора компании Clear Channel – СПб, раньше эта компания сотрудничала со страховщиками, пока последние не пришли жаловаться на то, что они не могут работать себе в убыток в связи с участившимися случаями вандализма и, соответственно, повысившимся количеством выплат. Договор был расторгнут.

«Сейчас наши рекламоносители не застрахованы – слишком высока сумма страхования, компании по страхованию, стремясь покрыть собственные риски, держат довольно высокие тарифы», - говорит Сергей Колесников. По его словам, компания обходится собственными силами - 12 сервисных и патрульных машин ежедневно объезжают места, где расположены рекламоносители Clear Channel и выявляют «неполадки». Кроме того, в поимке вандалов, например, компания сотрудничает с ГИБДД, и благодаря совместной активной работе нередки случаи, когда вандалы платят за порчу имущества компании.

«В первый раз мы поймали вандала 10 лет назад – и сейчас это случается довольно часто. Как правило, они возмещают нанесенный ущерб – обычно десятки тысяч рублей за одну конструкцию», - комментирует Сергей Колесников.

Если операторы и страхуют свои рекламоносители, то прежде всего те, которые входят в «особую группу риска» - это ситиборды. В компании «Постер», например, по словам ее гендиректора Кирилла Опарина, застрахованы все конструкции сити-формата, такую же политику ведет и РИА «Волгобалт Медиа», у которого также застраховано  порядка 95% крупногабаритных конструкций.

По словам участников петербургского рынка наружной рекламы, в Москве страхование рекламоносителей закреплено законодательно. В Петербурге даже представительство News Outdoor пока только подходит к пониманию необходимости полного страхования всех рекламоносителей.

«Пока говорить о том, что мы убеждены, что должны застраховать каждую конструкцию - мы не можем. Сейчас мы страхуем, по большому счёту, только очень крупные, дорогие проекты - в основном крышные установки», - говорит Владимир Рябовол, руководитель петербургского отделения компании NOR.

Тем не менее, в настоящее время переговоры о страховании наземных сетевых рекламных конструкций ведутся. «Основным объектом как нападений вандалов, так и непреднамеренной порчи (например, снегоуборочной техникой или тротуарными тракторами) - является сити-формат. Это предмет нашей постоянной головной боли. Он, скорее всего, и станет объектом «пилотного» договора о страховании», - резюмирует Владимир Рябовол.

adlife.spb.ru