27.10.2006

Как заработать на такси



Войти в бизнес такси может каждый. В этом бизнесе есть три основные группы игроков: можно быть таксистом, владельцем парка или диспетчером. Расскажу о каждом из этих трех вариантов, однако подробнее остановлюсь именно на втором: этот вариант наиболее близок к понятию "бизнес" и является наиболее прозрачным для собственника.
Триединство таксомоторного бизнеса Просто таксист - стартовая ступень в бизнесе. Все таксисты де-факто, если не де-юре,- индивидуальные предприниматели. Чтобы быть таксистом, нужны основные средства: прежде всего автомобиль, желательно оборудование радиосвязи, а также (по закону) кассовый аппарат.
Поскольку таксист на постоянной основе извлекает доход из предпринимательской деятельности, ему по закону надлежит встать на учет в районной налоговой инспекции и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, поставить на учет кассовый аппарат для приема в свою "кассу" наличных денежных средств.
Наиболее отважные представители таксистского сообщества, возможно, полагают, что делать это необязательно. Однако следует помнить, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации является серьезным административным правонарушением, равно как и неприменение кассового аппарата для зарегистрированного предпринимателя.
В ныне действующем законодательстве сформирован целый комплекс мер, направленный на упрощение жизни малого предпринимателя, каким является таксист-индивидуал.
Многие кандидаты в таксисты до сих пор этого не знают, но ведь индивидуальный предприниматель сегодня может платить налоги по упрощенной системе. Не вдаваясь в детали налогового законодательства, дам универсальный совет: берите "упрощенку" по доходам, платите 6% со всех ваших поступлений и спите спокойно- вы будете чисты перед законом на 100%. Лицензирование на занятие деятельностью в сфере такси сейчас отменено.
У частного таксиста есть три способа получить основное орудие труда: покупка машины, аренда ее в специализированном таксопарке и кредитная или лизинговая сделка.Но сегодня ни банки, ни лизинговые компании не хотят работать с профессиональными водителями в качестве заемщиков по автокредитам. Более того, в большинстве схем потребительского автокредитования, предлагаемого банками, имеется оговорка о запрещении использования автомобиля в качестве такси и других форм коммерческой перевозки. Причин этому несколько. Во-первых, в таксисты идут, как правило, люди, не имеющие постоянного места работы, соответственно, большинству таксистов сложно продемонстрировать банку серьезную залоговую массу или стабильный доход. Во-вторых, при использовании автомобиля в коммерческих целях износ его происходит быстрее, поэтому банки не считают залог самого автомобиля достаточным покрытием риска неплатежа, так как ни один банк не хочет получить оплату кредита "убитой" машиной, а прежде всего хочет видеть стабильную ежемесячную выплату. Осмелюсь предположить, что тому, кто сможет получить одобрение на кредит для работы в такси, следует идти работать не в частный извоз, а в кредит-консалтинг.
Выбор автомобиля
Какую машину взять для работы в такси? На наш взгляд, для этого хорошо подойдут Renault Kangoo, Citroen Berlingo, Peugeot Partner, Volkswagen Caddy, Ford Focus, Hyundai Elantra, Mitsubishi Lancer, Renault Megane, а также мини-вэны. Наш опыт плюс соотношение цены и качества указывают на то, что именно эти модели способны прибыльно отработать в нынешнем рынке такси экономического класса. Только не говорите, что ваши знакомые работают на "логанах" или "нексиях" и прыгают от восторга.
Наше мнение основано на комплексе факторов, включая предпочтения клиентов, от которых, кстати, будет полностью зависеть ваш доход, поэтому не следует забывать, что машину выбирать не вам, а клиенту.
В любом случае, речь идет об автомобиле стоимостью около $18 тыс., но не более $20 тыс.
Обязательно в машине должен быть кондиционер: тогда ваши услуги будут более востребованы в жаркое время года.
Бизнес-план
Вложения в машину необходимо учесть при расчете вашего бизнес-плана. Мы рекомендуем рассчитывать полную амортизацию на 36 месяцев и остановить свой выбор на автомобиле со стоимостью 100-процентной амортизации на уровне не выше $600 в месяц. Конечно, автомобиль придется застраховать. Это добавитк расходам примерно $180: страховка коммерческого транспорта обойдется дороже, чем если страховать автомобиль для личного пользования. Конечно, факт коммерческого использования легко скрыть, однако если в случае страхового события, а проще говоря - ДТП, факт использования автомобиля в качестве такси станет явным, страховая компания может отказать в выплате.
Так что не советую на этом чересчур экономить.
Среднестатистический таксист наезжает за одну рабочую смену около 500 км, считая как полезный, оплаченный, так и "порожний" пробег, связанный с перемещением по городу в поисках клиента и от одного заказа к другому. При нынешних тарифах московского рынка такси каждый километр совокупного пробега при разумной работе приносит таксисту примерно 12 руб. выручки. При такой эксплуатации, безусловно, износ автомобиля превышает привычные нормы бытовой эксплуатации примерно в три раза. Поэтому рассчитывать нужно, что после 36 месяцев коммерческой езды автомобиль будет реализован не дороже 30% его первоначальной стоимости. То есть автомобиль за $18 тыс. через три года можно будет продать за $5,4 тыс.
Техническое обслуживание и текущий ремонт обойдутся в размере около $250 в месяц.
Существенным компонентом расходов является топливо.
При нынешних на него ценах предпочтительнее брать автомобили с экономичными моторами, к примеру, Renault Kangoo с двигателем 1,4 л, что позволит экономить существенные деньги на топливе (в эту машину можно лить 92-й бензин, что дает экономию). Так или иначе, при пробеге около 10 тыс. км в месяц на бензин будет уходить около $500.
Арендодатель
Вторая категория бизнеса в сфере такси - автопарки. Они нужны большинству таксистов, так как приобрести собственный автомобиль в кредит или в лизинг нелегко. Тут и появляется владелец автопарка, к которому любой таксист может обратиться, чтобы получить в аренду автомобиль для работы в такси.
Чем он лучше банка? Владелец таксопарка, который разбирается в автомобилях и в людях, желающих работать в такси, обладает достаточным опытом для определения платежеспособности таксиста "на глаз".
Ему не нужны справки о доходах и первоначальные взносы за автомобиль, недоступныебольшинству таксистов. Таким образом, таксист может получить автомобиль в аренду для работы на любой срок от одной рабочей смены.
Естественно, обе стороны выигрывают от длительного сотрудничества, поэтому арендные отношения владельца парка и таксиста имеют тенденцию к продлению при условии, что обе стороны исполняют свои обязательства. В сущности, обязательства эти очень просты.
Таксист оплачивает арендную плату за автомобиль, а владелец обеспечивает его техническое обслуживание и страховку. Автомобиль стоимостью около $18 тыс. на сегодняшний день можно получить в аренду за примерно 1400 руб. в сутки.
Бензин таксисту придется покупать за свои деньги, его оплата не входит в арендную ставку.
Кроме того, на рынке сложился обычай давать добросовестным арендаторам льготные смены, то есть дни бесплатной аренды.
Поэтому при расчете дохода владельца таксопарка необходимо исходить из максимальной выручки за 26 смен в месяц.
Остальные дни будут для арендатора бесплатными. Без учета остаточной стоимости автомобиля через три года доход автовладельца составит около 12 590 руб. в месяц на каждый сданный в аренду таксистам автомобиль.
Рассмотрим пример владельца парка на 20 автомобилей такси. Чтобы купить их, ему потребуется кредит банка.
В настоящее время владелец бизнеса, располагающий залогом и деньгами для первоначального взноса в размере 10%, сможет получить необходимые автомобили в кредит на 36 месяцев под 12% годовых. При покупке автомобиля за $18 тыс.
придется вложить $36 тыс. собственных денег. Ежемесячный платеж по кредиту составит примерно $10,7 тыс., страховка - $3,6 тыс., техобслуживание - $5 тыс. в месяц. Кроме того, потребуются как минимум два сотрудника, отвечающих за выпуск автомобиля на линию в технически исправном состоянии, а также оформляющих необходимые документы при сдаче автомобиля в аренду.
Расходы на оплату их труда составят около $1,5 тыс. Придется потратиться на небольшой офис стоимостью около $1 тыс.
в месяц и на рекламу - $500.
Итак, при вложении $36 тыс. в покупку 20 автомобилей совокупные ежемесячные расходы составят $22,3 тыс. Ежемесячный доход владельца от сдачи такого парка должен составить примерно $27 тыс., с учетом четырех льготных дней, предоставляемых арендаторам.
Здесь мы рассчитали вариант, когда вы занимаете позицию пассивного владельца и всю работу с вашим парком осуществляют нанятые вами сотрудники. Если вы хотите сэкономить на оплате их труда и взять часть работы на себя, вы сможете получать до $1 тыс. дополнительного дохода. Нетрудно увидеть, что чистый доход в размере $4,66 тыс. ежемесячно на вложенные вами собственные $36 тыс. составляет эффективную доходность свыше 120% годовых. Не забывайте также, что по истечении 36 месяцев автомобили окажутся в вашей собственности и с высокой степенью вероятности за них можно будет выручить около $108 тыс. Это фактически компенсирует около $3 тыс.
в месяц, конечно, без учета инфляционных факторов. Однако важно учитывать, что вряд ли удастся моментально выйти на 100-процентную сдачу всего парка в аренду, иными словами, нужно делать поправку на его простой. Важно учитывать, что расходы простаивающего парка также существенно ниже расходов парка, полностью сданного в аренду. В любом случае, минимизация простоя будет зависеть от эффективности политики по отношению к арендаторам.
Бизнес владельца таксопарка прозрачен с точки зрения управления: необходимо просто контролировать количество "машиносмен", проданных вашей коммерческой службой, при этом не важно знать, сколько заработал таксист, работая на машине. Во-вторых, этот бизнес идеально масштабируемый: сдав в аренду 20 машин, можно купить еще столько же, при этом административные расходы существенно не изменятся, возможно, вырастут не более чем на 20%. В-третьих, можно легко войти в смежные сферы бизнеса без дополнительных затрат, а именно - сдавать автомобили в аренду частным клиентам, проще говоря, заниматься прокатом автомобилей. Так или иначе, в этом бизнесе есть куда развиваться, и делать это можно с тем темпом, который вам наиболее подходит индивидуально.
Диспетчер
Последний способ зарабатывать деньги в такси - это бизнес диспетчера. Главной задачей диспетчера является обеспечение таксистов стабильным потоком заказов на перевозку в различных точках зоны обслуживания. Чем больше объем диспетчера,тем больше поток заказов, которые он обслуживает, тем удобнее таксисту работать с диспетчером, так как повышается вероятность получения заказа в том районе, куда таксист направляется по предыдущему заказу.
Происходит оптимизация использования рабочего времени таксиста за счет сокращения "порожнего" пробега автомобиля. Сложность работы диспетчера состоит в трудности свести воедино потребность клиента в быстрой и точной подаче автомобиля и потребность водителя в выполнении максимального количества заказов. Взаимодействие спроса и предложения балансируется рынком при содействии профессионального "брокера"диспетчера.
Из трех вышеописанных путей работы в такси диспетчерский бизнес наиболее трудный и медленный в развитии, наименее прозрачен для стороннего инвестора и больше похож на процесс дирижирования оркестром, нежели на технологический процесс. Если лавры компаний, добившихся успеха на этом поприще, не дают вам все же покоя, рассчитывайте вложить до $300 тыс. в рекламу и технологическое оснащение диспетчерской в течение первых трех лет развития. Расходы в процентах от выручки будут распределяться примерно так: 40% - реклама, 25%- оплата труда персонала, 13%- налоги с доходов и оплаты труда, 10% - развитие бизнеса.
Около 12% при правильной работе останется в качестве чистой прибыли владельца/управляющего: в случае с диспетчерской тяжело быть владельцем, но не быть управляющим. Выручка диспетчерской формируется за счет отчислений от совокупных сборов за перевозку. На сегодняшний день устоявшиеся диспетчерские компании получают 20-25%. Основная сложность, с которой придется столкнуться новой диспетчерской,- тяжело выполнять много заказов, не имея много машин, и тяжело иметь много машин, не получая много заказов.
Успех предприятия целиком зависит от способности компании разорвать этот замкнутый круг.
С учетом глобальной тенденции роста спроса на таксомоторные перевозки можно смело входить в этот бизнес в любом его сегменте, чтобы потом при необходимости выбрать какой-то другой из его трех составляющих.

$2,5 млрд на таксистов

По оценке ИК "Финам", ежегодный объем московского рынка такси составляет $2,5 млрд. При этом лишь 20% приходится на легальный бизнес - остальная доля принадлежит "серым" извозчикам.
При этом "серые" перевозчики делятся на три основных типа: "профессиональные" водители такси, для которых собственная или арендованная машина - единственный источник средств к существованию; "нерегулярные" таксисты, подвозящие клиентов от случая к случаю, по дороге; "водители-профессионалы", которые "халтурят" на служебной машине. И если первая категория больше использует отечественные (как новые, так и не очень) или пожилые иномарки, то в третьей машины самые разные - можно "поймать" и "Волгу", и иномарку среднего ценового сегмента, и даже дорогую представительскую иномарку. Легальные таксомоторные компании несколько лет назад работали в основном на "Волгах", однако сейчас стали постепенно пересаживаться на иномарки, в частности Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent, Citroen Berlingo, Peugeot Partner.
Легальные службы такси занимают около 70% рынка трансферных перевозок в аэропорты и вокзалы. Это происходит в том числе из-за того, что аэропорты активно вытесняют частников, объявляя тендеры и назначая перевозчиков. Они пользуются преимуществом в виде специальной стойки заказа такси в аэропорту, где можно оплатить поездку по фиксированным тарифам, в том числе и пластиковой картой.
По оценке "Финама", на легальном таксомоторном рынке более 40 компаний. Примерно 20% его занимает "Новое желтое такси" (НЖТ). В отличие от конкурентов оно делает ставку не только на аэропортовые и вокзальные маршруты, но и на перевозки по городу. Компания активно работает с корпоративными клиентами. Помимо "общих" компаний существуют и специализированные. К примеру, VIP-такси "Важная персона" на новых иномарках бизнес-класса (проект осуществляется Новой транспортной компанией, куда также входит НЖТ) или "Розовое такси" с женщинами-водителями, чья целевая аудитория - клиентыженщины.
Легальный рынок, по оценкам "Финама", растет на 20% в год за счет активной рекламной кампании - прежде всего в интернете, а также с помощью листовок. А "серый" рынок не растет. Это связано, в частности, с выравниванием цен между "серым'BB сектором и легальным такси. К тому же против "серого" такси выступают и московские власти - уже несколько лет они пытаются принять закон "О такси в городе Москве". Поскольку лицензирование отменено на федеральном уровне, столичные власти предлагают запретить частникам установку отличительных признаков такси- соответствующей надписи, фонаря на крыше. Легальные такси смогут пользоваться преимуществами - льготами по региональным налогам и арендной плате, правом пользования городскими стоянками такси на безвозмездной основе, информационной поддержкой.



ЮЛИЯ КАРЕТНИКОВА, исполнительный директор "XXL-такси"

Деловая газета "Бизнес"