31.10.2006

У России обширные сотовые связи. По числу абонентов впереди только Китай и США



Россия стала третьей в мире страной по количеству абонентов мобильной связи после Китая и США – такой вывод сделали эксперты аналитической компании The Mobile World. Однако эксперты отмечают, что уже в следующем году Россия может пропустить вперед в рейтинге Индию, Пакистан и Индонезию из-за насыщения местного рынка сотовой связи.

Согласно данным исследования The Mobile World, к концу этого года общее количество мобильных абонентов в мире превысит 2,6 млрд, а проникновение сотовой связи достигнет 40%. Только за второй квартал этого года в мире было подключено 124 млн пользователей (примерно по 1,375 млн в день). Наиболее активный прирост наблюдался на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона – около 57 млн чистого прироста абонентов. Устойчивое лидерство по количеству абонентов удерживает китайский рынок (около 420 млн), второе место – у США (около 220 млн), а Россия заняла третье место (140 млн абонентов).

Однако Россия вошла в тройку лидеров мирового сотового рынка ненадолго, прогнозируют эксперты The Mobile World. По их мнению, в следующем году отечественный рынок пропустит вперед индийский. По данным исследования, еще в прошлом году Индия была лишь на девятом месте с 57 млн абонентов, а в этом году занимает уже четвертое место со 100 млн. При этом по темпам роста со второго квартала 2005 года по второй квартал 2006 года Индия заняла второе место (48,5 млн абонентов), уступив лишь Китаю (63 млн). Третье место по темпам прироста у России (41,7 млн), четвертое – у США (26,8 млн).

"По количеству абонентов Индия неизбежно скоро опередит Россию. Уровень проникновения в этой стране составляет менее 10%, а количество населения превышает полуторамиллиардную отметку. Не исключено, что нашу страну в рейтинге по объему прироста абонентских баз скоро потеснят такие страны, как Пакистан и Индонезия, где уровень динамики развития сотового рынка очень высокий",– констатирует аналитик J`son & Partners Борис Овчинников. Темпы роста российского рынка падают, поскольку проникновение сотовой связи в России в конце августа достигло 100%, а по данным на конец сентября, превысило 101%, отмечает Елена Саяпина, аналитик AC&M-Consulting.

Примечательно, что в рейтинге крупнейших по числу абонентов мировых сотовых операторов российские МТС и "Вымпелком" уже второй год подряд занимают соответственно седьмое и восьмое места. А по абсолютному приросту абонентских баз с 30 июня 2005 года по 30 июня 2006 года компания МТС оказалась на третьем месте с примерно 14 млн прироста, "Вымпелком" – на четвертом с показателем 13 млн. Но российские компании занимают высокие позиции на рынке только по количеству абонентов, но никак не по объему доходов из-за низкого уровня ARPU (доход с одного абонента), указывает Борис Овчинников из J`son & Partners. По оценке этой компании, средний ARPU на российском рынке сейчас составляет $7-8, тогда как в США – $40-50, на европейских рынках – $20-30.

Тот факт, что российские сотовые компании занимают высокие позиции в мировом рейтинге, положительно сказывается на их инвестиционной привлекательности, говорят эксперты. "Безусловно, приведенные цифры показывают, что российские операторы являются значимыми активами для глобального рынка,– уверен господин Овчинников.– В частности, активы Altimo ('Киевстар', 'Вымпелком') свидетельствуют о том, что компания, владеющая долями в таких крупных по мировым меркам сотовых операторах, является привлекательным объектом для партнерства, слияния и поглощения".

АЛЕКСАНДРА Ъ-ХОДОНОВА



КоммерсантЪ