01.11.2006

Турбулентность из генпрокуратуры



Генпрокуратура завела уголовное дело на гендиректора компании, хранившей контрафактные авиадетали в аэропорту Шереметьево. Скорее всего, за этим последуют громкие отставки среди руководства авиационных ведомств, а тема авиабезопасности будет использована в борьбе Минтранса и Минэкономразвития.

Власти пытаются отреагировать на недавние авиационные катастрофы и информацию о злоупотреблениях в авиационной отрасли. Судя по всему, решено начать широкомасштабную кампанию по, как в таких случаях принято говорить, «наведению порядка в авиационной отрасли». К тому же авиационные власти обязаны отреагировать на критику в их адрес, прозвучавшую в ходе прямоэфирного общения с народом президента Владимира Путина. Однако новых громких дел авиационные начальники пока предъявить не могут, поэтому приходится рассказывать о старых.

Во вторник Генпрокуратура России сообщила о ходе расследования уголовного дела, возбужденного после того, как этим летом в Шереметьеве был обнаружен целый ангар контрафактных авиазапчастей. В ведомстве напомнили, что дело было возбуждено сразу по нескольким статьям УК РФ: ч.2 ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт продукции, не отвечающих требованиям безопасности), ч.2 ст. 237 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов) и ч.2 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Первым обвиняемым в рамках расследования стал инженер компании «СБ-120 Шереметьево» Виктор Гамаюнов. Как писала «Газета.Ru», он реализовывал авиационные приборы с просроченными сроками эксплуатации, в техпаспорта которых были внесены заведомо ложные сведения о доработке авиационных блоков. Во время задержания у Гамаюнова изъяли 40 печатей и штампов с заводов-изготовителей, представительств заказчика, отделов технического контроля, сообщила Генпрокуратура.

Теперь следователи пришли к выводу, что гендиректор фирмы Алексей Суриков не только был осведомлен, но и участвовал в деятельности своего подчиненного. Ему также предъявлено обвинение по п. «а» ч.2 ст.238 УК РФ. По данным прокуратуры, по решению суда Суриков был арестован. Если следствию удастся доказать вину коммерсанта, ему грозит до двух лет лишения свободы.

Раскрыть другие подробности этого уголовного дела «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры пока не смогли, но добавили, что «следствие проинформировало авиаперевозчиков обо всех выявленных фактах поставки некондиционных деталей в целях их своевременной замены». Остается неизвестным и то, попали ли под подозрение по этому делу чиновники из авиационных структур России.

Дело в том, что СБ-120 работало «под крышей» Научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Фирма арендовала ангар у научного учреждения. Однако уже появились предположения, что несмотря на самую формальную связь с СБ-120, некие сотрудники НИИ могли быть в курсе или даже заинтересованы в реализации контрафактной продукции предприятия. Впрочем, эти подозрения пока никак не обоснованы. В самом институте «Газете.Ru» заявили, что не имеют к компании никакого отношения. Однако, зная характер отношений подобных научных учреждений с «профильными» арендаторами, можно предположить, что фирма имела неформальные отношения с сотрудниками института.

Напомним, что массовая проверка соблюдения авиакомпаниями правил безопасности была начата после крушения в Иркутске самолета Airbus-310 компании «Сибирь», и ее пик как раз пришелся на катастрофу Ту-154 в Донецкой области. Тогда в ходе встречи генпрокурора Юрия Чайки с министром транспорта Игорем Левитиным, возглавлявшим правительственную комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы, было решено создать из работников прокуратуры рабочую группу по проверке обеспечения безопасности полетов.

Ход проверки обсуждался в первых числах октября на совместной с Минтрансом коллегии в Генпрокуратуре. Чайка доложил, что выявлены факты использования некачественных, «а то и вообще контрафактных деталей» авиаперевозчиками.

В ряде случаев у авиаперевозчиков отсутствовали соответствующие сертификаты, а на территории некоторых аэропортов обнаружились наземные объекты, вообще не связанные с авиацией. Те или иные нарушения прокуроры нашли в большинстве российских регионов. Но, что важнее, в ходе проверки Генпрокуратура выяснила, что эти нарушения фактически происходили с молчаливого согласия или даже под прикрытием чиновников, которые по идее должны были требовать их устранения.

Глава министерства транспорта Игорь Левитин в ответ на это гарантировал кадровые перестановки, резко раскритиковав деятельность подчиненных ему авиационных органов. «Считаю, что нам нужно пересмотреть кадровую политику и отказаться от услуг тех, кто вцепился в штурвал и не способен выправить траекторию полета в требуемом направлении. Время на принятие таких решений ограничено, – сказал министр 11 октября на расширенной коллегии Минтранса и добавил, – Эти структуры не смогли стать опорой и поддержкой авиапредприятий, а иногда позволяли себе не регулировать деятельность на рынке авиаперевозок с позиций государства, а пытались участвовать в недобросовестной конкуренции и переделе рынка».

Тогда в отрасли все вздрогнули. Специалисты сразу неофициально стали обсуждать дальнейшую судьбу Александра Юрчика (главы Росавиации), Валерия Салеева (главы Ространснадзора), а также Карла Руппеля (директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса). Судя по всему, ширкомасштабная «зачистка» в отрасли начнется в ближайшее время.

На этой неделе несколько источников в Минтрансе заявили, что до конца года стоит ждать череду кадровых перестановок в руководстве авиационных ведомств. Например, один из источников заявил агентству РИА «Новости»: «Да, до Нового года будут кадровые перестановки и в департаменте, и в службе, и в агентстве воздушного транспорта». Пресс-служба Министерства транспорта на вопрос «Газеты.Ru» об отставках отказалась комментировать кадровую политику организации.

Однако все эти действия могут превратиться в банальный поиск «стрелочника» и в PR-кампанию высших отраслевых начальников. «Сняв одного-двух чиновников с высоких постов невозможно решить проблему безопасности авиаперевозок», – считает эксперт по авиации ИК БКС Ростислав Мусиенко. С другой стороны, положительный эффект носит даже тот факт, что проблема получила столь широкую, в том числе политическую, огласку, считает эксперт.

Это приведет к тому, что недобросовестные авиакомпании будут думать трижды, прежде чем сознательно приобрести контрафактную продукцию. А остальные будут гораздо тщательнее проверять детали.

Положительные моменты видит в ситуации и аналитик Центра Политической конъюнктуры Дмитрий Абзамов. По его мнению, итогом кадровых перестановок на верхушке авиационных ведомств станет более ясная политика министерства, а также отсутствие разногласий между ведомствами. «Деятельность структуры станет более эффективной», – утверждает аналитик. Впрочем, Абзамов видит в грядущих отставках продолжение работы Игоря Левитина над усилением своего ведомства.

Эта работа, по мнению эксперта, ведется министром по трем направлениям. Первое связано с лоббированием создания альтернативы госмонополии по железнодорожным перевозкам. Второе включает в себя ряд проектов по дорожному транспорту: проект систем включения кафе и предприятий в дорожную инфраструктуру, увеличение страхового взноса в дорожный фонд и др. И третье направление связано именно с усилением позиций на рынке авиаперевозок. Здесь эксперт вспоминает о лоббировании Левитиным интересов Аэрофлота, о его планах объединения госактивов на базе этой авиакомпании. Правда, по этому пункту министр транспорта серьезно расходится с главой Минэкономразвития Германом Грефом. Поэтому следует ожидать снятия с постов именно чиновников, поддерживающих позицию Грефа.

В числе таковых он называет руководителя рабочей группы при Минтрансе по стабилизации авиатопливного рынка Всеволода Соколова. Тем более что последний как раз занимается организацией биржи по торговле авиатопливом. По прогнозам, с появлением биржи стоимость топлива значительно упадет, что усилит региональных авиаперевозчиков. Разумеется, для Аэрофлота такая ситуация будет невыгодной, так что опасаться за свое место Соколову стоит по нескольким причинам.

При этом все эти скандалы вряд ли ограничатся только выяснением отношений между ведомствами. Тема авиабезопасности является слишком «горячей» и не будет забыта. По мнению Абзамова, Левитин становится все более публичной личностью и ему надо заботиться о своем имидже набирающего вес политика.// Семен Столяров, Оксана Новоженина

Газета.RU