02.11.2006

Отечественную индустрию наружной рекламы ожидают перемены



Москвичи, проводящие значительную часть времени за рулем, за годы привыкли к ярким рекламным щитам на улицах города. Однако они даже не подозревают, что уже не первый месяц решается судьба этих самых биллбордов.

Начну с того, что в 2002 году в силу вступил федеральный закон «О техническом регулировании». Согласно этому документу, десятки тысяч ГОСТов и строительных норм и правил (СНиП) должны быть заменены набором технических регламентов, подготовленных саморегулируемыми организациями. Это касается самых разнообразных сфер деятельности, однако до сих пор практической реализации этот закон не имеет.

Я недаром упомянула этот факт, так как требования к наружной рекламе в настоящее время прописаны в государственном стандарте. Но заменить его требует не только закон «О техническом регулировании». С июля этого года отрасль ориентируется на новую редакцию федерального закона «О рекламе». Так вот, в 1 9-й статье правового акта указано, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Как видим, введение свода правил для оutdооr-индустрии - вдвойне дело государственной важности.

Я не случайно, выделила в начале статьи автомобилистов, а не какую-то другую группу людей, которые имеют возможность наблюдать рекламные конструкции на улицах города. Владельцы транспорта играют не последнюю роль в возникшей на рынке наружной рекламы коллизии. Дело в том, что в государственном стандарте 2003 года «Наружная реклама на территориях городских и сельских поселений» прописаны жесткие требования к рекламным конструкциям ГИБДД России, ратующей за безопасность дорожного движения. Именно с введения в силу с 1 сентября прошлого года этого документа началась бурная дискуссия о введении определенных стандартов на отечественном рынке наружной рекламы, которая ведется и по сей день.

Надо отметить, что текст техрегламента, безусловно, может быть разный. Но в нем однозначно должны быть прописаны все превентивные меры по обеспечению безопасности рекламных конструкций на основании современных разработок в этой области. Вот минимальный перечень норм, которые в обязательном порядке должны быть отражены в документе: требования к проектированию, производству, установке, эксплуатации конструкций и местам их размещения, соблюдение которых обеспечивает безопасность людей и сохранение экологии города.

Что же тормозит процесс выхода национального стандарта в свет? С одной стороны, разработка регламента задерживается по объективным причинам. Это все-таки не буклет на нескольких страницах, а серьезный комплексный документ, регулирующий мельчайшие нюансы размещения рекламных конструкций. При этом нельзя забывать о многообразии современных биллбордов и мест их размещения в масштабе всей страны. Так что, перед составителями техрегламента стоит серьезная задача, от решения которой зависят перспективы «наружки».

С другой стороны, проект буксует потому, что при его разработке сталкиваются интересы многих участников рынка. Все-таки требования к рекламным конструкциям - это определенные возможности диктовать свои условия. Нет сомнений, что дискуссия вокруг техрегламента отчасти является внутренней борьбой основных игроков рынка, которые используют различные стратегические маневры в интересах своего же бизнеса.

С чем соглашаются все операторы, так это с тем, что гарантия безопасности приоритетна в обеспечении стабильного развития оutdооr-рынка. Однако важно найти баланс, позволяющий соблюсти все технические требования к ее обеспечению и сохранить при этом индустрию наружной рекламы в стране.

Однако равновесие это найти очень сложно. Так, первая редакция техрегламента, представленная на обсуждение летом этого года, не вызвала одобрения тех, кто курирует «наружку». Представленные в ней требования грозили исчезновению рекламных конструкций, которые не влезли на фасады окрестных домов. Под снос пошли бы практически 100 процентов отдельно стоящих биллбордов.

Такой проект технического регламента грозил оutdооr-отрасли убытками, исчисляющимися в миллиардах долларов. Регламент, который должен был начать действовать еще 1 июля вместе с новой редакцией закона «О рекламе», решено было дорабатывать.

По поручению мэра Москвы Комитет рекламы, информации и оформления столицы создал рабочую группу по разработке специального технического регламента «О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения». В состав совместной рабочей группы вошли представители технического Комитета по стандартизации N 467 и общественных организаций в сфере наружной рекламы.

В октябре подготовленный проект национального стандарта был вынесен на общественное рассмотрение и опубликован в официальном издании «Вестник технического регулирования». Любой желающий может ознакомиться с его текстом на интернет-сайтах органов исполнительной власти и общественных организаций. Основная идея этого регламента - внести минимальное количество ограничений и требований, достаточных для обеспечения безопасности.

- Эта редакция соответствует и нормам безопасности движения, и разумным критериям размещения рекламы, прокомментировал «МП» председатель Комитета по рекламе Владимир Макаров. - Настоящий специальный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования по обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, а также имущества. В новой версии документа полностью отражены требования к безопасности всего технологического процесса, связанного с рекламно-информационными объектами. К тому же его отличает жесткая структура, какой и подобает быть нормативному акту. Но работа над документом еще продолжается.

Что же на сегодняшний день отражено в проекте национального стандарта? Его создатели предлагают исключить рекламные щиты «на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; на эстакадах и мостах, где направление движения в одну сторону имеет одну полосу (за исключением панелей-кронштейнов с площадью рекламной поверхности одной стороны до трех квадратных метров), над проезжей частью (за исключением транспарантов-перетяжек и рекламных конструкций с высотой не менее шести метров от проезжей части до нижнего края рекламной поверхности)».

Также здесь предусмотрена установка минимальных расстояний от рекламных конструкций до дорожной атрибутики, чтобы не допустить установку щитов, загораживающих дорожные знаки и светофоры. В обязательном порядке должны быть обеспечены коридоры видимости дорожных знаков. Также при проектировании электроустановки рекламной конструкции необходимо учитывать все нюансы (характеристики нагрузки сети, условия окружающей среды), чтобы защитить человека от прямого контакта с токоведущими частями щитов.

Тот факт, что регламент разрабатывается в Москве, вовсе не значит, что он будет работать только здесь. Уже сейчас в адрес составителей проекта Комитета рекламы и технического Комитета N 467 поступают реактивные письма на публикацию в «Вестнике технического регулирования» из разных субъектов Российской Федерации. Им ведь тоже впоследствии придется придерживаться прописанных в техническом регламенте норм.

В ходе публичного обсуждения, которое по закону длится два месяца, будут учтены все замечания, позже проект будет доработан. После окончательного вердикта свод правил будет внесен на рассмотрение либо в Госдуму, либо в правительство. Несмотря на существующие разногласия, участники рынка рассчитывают, что окончательная версия техрегламента будет утверждена к началу 2007 года.

Мария Веденичева, «Московская правда»

Outdoor.Ru