07.11.2006

Кризисная подписка. Ситуацию с подпиской на 2007 год можно считать «чрезвычайной»



Депутаты Госдумы просят премьер-министра Михаила Фрадкова снизить НДС на распространение печатной продукции. По их мнению, это спасет СМИ от падения тиражей. Эксперты инициативу поддерживают, но считают, что одной этой мерой ситуацию не исправить.

Ситуацию с подпиской на 2007 год можно считать «чрезвычайной». К такому выводу пришли члены комитета Госдумы по информационной политике на расширенном заседании в четверг. Представленные данные действительно пугающи: тиражи печатных изданий в российских регионах падают от подписки к подписке на 30-40%. Постоянно растущие цены на печатную продукцию, по мнению депутатов, серьезно нарушают права граждан на получение информации и влияют на уровень свободы слова в стране. Несколько месяцев назад комитет Госдумы по информационной политике уже направил в правительство законопроект о снижении НДС на подписку и доставку периодических печатных изданий на 10%. Одновременно они просят выделить средства из госбюджета на дотации при доставке печатной продукции.

Эксперты депутатов поддерживают. Президент Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольга Никулина считает необходимым не просто снизить, а и вовсе упразднить налог для газет и журналов. «НДС для газет и журналов во многих странах вовсе отсутствует или составляет до 5%, – отмечает она. – Государство должно рассмотреть вариант льготного налогообложения всей процедуры распространения СМИ».

«В России на сегодняшний день НДС на розницу составляет 10%, а на подписку –18%, – пояснил «Газете.Ru» председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. – Но исключительно снижением НДС проблему решить невозможно». Подписка в стране сокращается из-за того, что услуга очень дорого стоит. «В европейских странах государство доплачивает за доставку изданий, – говорит Оськин. – Самый дорогостоящий ее этап – это так называемая «последняя миля» (от отделения связи до почтового ящика подписчика), поскольку здесь работает человеческая доставка. 70% общей стоимости доставки газеты уходит на «последнюю милю» – на зарплату и страховку почтальонов». Руководитель АРПП предлагает государству подключиться к решению проблемы и оплачивать 50% расходов на пресловутую «последнюю милю».

А Ольга Никулина уверена, что решить проблему с подпиской нужно целым комплексом мер, а не снижением НДС и госдотациями. «Главная проблема заключается в устаревших каналах распространения, – сказала она «Газете.Ru». – У нас появляется масса новых брендов в СМИ, распространителям которых приходится работать со старой инфраструктурой распространения». Помимо устаревшей системы доставки газет и журналов до подписчиков, существует и серьезный социальный фактор. «В стране падение интереса к чтению приобрело лавинообразный характер. Естественным путем становится меньше людей старшего поколения, которые имеют привычку читать газеты и журналы, а для молодежи чтение не является престижным и интересным занятием», – говорит Ольга Никулина. В СИРПП предлагают разработать государственную программу, которая была бы направлена на повышение интереса к чтению газет и журналов, которую обязаны поддержать все работники издательств и СМИ. // Алина Ребель

Газета.RU