07.11.2006

"Пятерочка" и "Перекресток" отчитались о слиянии



В конце прошлой недели крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group (бывшая Pyaterochka Holding), владеющий несколькими супермаркетами на Украине, опубликовал первую финансовую отчетность после объединения "Пятерочки" и "Перекрестка". За девять месяцев этого года выручка X5 возросла на 45%, а чистая прибыль упала на 37%. В компании объясняют снижение прибыли досрочной реализацией опционной программы, а аналитики отмечают, что эффект от слияния компаний станет заметен только в 2007 году.

В минувшую пятницу X5 опубликовала неаудированные финансовые результаты за девять месяцев 2006 года – впервые после слияния "Пятерочки" и "Перекрестка" в мае этого года. Консолидированная чистая выручка Х5 составила $2,411 млрд против $1,663 млрд за аналогичный период 2005 года, EBITDA – $175 млн против $147 млн. При этом чистая прибыль снизилась на 37% – с $83 млн до $52 млн, а чистая рентабельность упала с 5% до 2,2%. Снижением прибыли по результатам девяти месяцев работы объединенная компания обязана "Пятерочке": если выручка у этих сетей росла примерно равными темпами (на 47,3% у "Перекрестка" и 43,3% у "Пятерочки"), то показатели EBITDA (чистую прибыль "Перекрестка" X5 не называет) у сетей разные – у "Перекрестка" он вырос на 34%, а у "Пятерочки" сократился на 9%.

X5 Retail (ранее Pyaterochka Holding) объединяет сети "Пятерочка" (420 дискаунтеров) и "Перекресток" (141 супермаркет). 54% акций принадлежат акционерам "Альфа-групп" и топ-менеджерам сети, 21,2% – основателям "Пятерочки", 24,8% торгуются на LSE. Капитализация компании на вчерашний вечер – около $4,96 млрд. На украинский рынок компания вышла в апреле 2005 года, купив сеть супермаркетов "Spar Украина" (два магазина в Киеве и по одному в Броварах и Вышгороде). Оборот "Spar Украина" в 2005 году составил порядка $40 млн.

В X5 объясняют снижение чистой прибыли эффектом от реструктуризации опционной программы, которую Pyaterochka Holding запустила еще до слияния – в 2005 году. "В рамках опционной программы менеджмент Pyaterochka получил опцион на 6,1 миллиона (максимум) GDR компании, которые они могли реализовать после 2008 года. Однако в этом году мы приняли решение о закрытии опционной программы, в рамках которой менеджмент получит компенсацию – максимум 67 миллионов долларов, что соответствовало бы 11 долларам за одну GDR",– пояснил главный финансовый директор X5 Виталий Подольский. На это, по его словам, из показателей сети "Пятерочка" к расходам на выкуп опционов было отнесено $62 млн, еще $5 млн было отнесено к расходам за IV квартал 2005 года. "Без учета затрат на выкуп GDR эффект от слияния наших сетей очевиден – мы наблюдаем быстрое развитие объединенной компании",– уверяет господин Подольский. По его словам, чистая прибыль компании за девять месяцев без учета опциона составила бы около $112 млн.

Инвесторы спокойно отреагировали на снижение уровня чистой прибыли X5: акции ритейлера в пятницу выросли на 0,4%, до $22,5. "Решение реализовать опционную программу в течение одного года заметно ударило по показателям компании. Однако ритейлер обосновал свой шаг, а потому он и не вызвал какой-либо негативной реакции со стороны рынка. Тем более по показателю выручки оба дивизиона показывают рост",– сказал аналитик Rye, Ma & Gor Securites Олег Судаков.

Аналитик ИК "Тройка Диалог" Виктория Гранкина обращает внимание на то, что после слияния валовая маржа ритейлеров показала рост, а не сократилась, как это ожидалось в связи с ростом конкуренции на рынке. Валовая рентабельность "Пятерочки", по данным X5, за девять месяцев выросла с 24,4% до 26%, "Перекрестка" – с 25,7% до 27,9%. "Но синергетический эффект от слияния этих сетей можно будет ощутить не раньше, чем по итогам первого полугодия 2007 года",– отметила Виктория Гранкина. С ней согласился аналитик Банка Москвы Владимир Веденев: "Пока отчетность X5 не отражает результаты работы объединенной компании. Компании еще предстоит оптимизировать коммерческие и управленческие расходы. Судя по тому, что котировки Х5 продолжают расти, инвесторы будут ждать итогов этой оптимизации в будущем году, а пока дают компании время на адаптацию в новых условиях".

ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ

КоммерсантЪ