13.11.2006

Реклама оккупировала андерграунд



Каждый месяц в петербургском метро появляются тысячи наклеек с нелегальной рекламой. Счистить только один стикер стоит минимум 100 рублей. "Черные" рекламодатели при минимуме затрат получают аудиторию в 2 млн человек ежедневно.

В московском метро за расклейку несанкционированной рекламы с начала 2006 года были задержаны 87 человек, у которых изъяты более 42 тыс. рекламных объявлений, сообщила пресс-служба Московского метрополитена. Материалы о девяти правонарушителях переданы в суд. В северной столице такой статистики не ведется: борьба с расклейщиками и нелегальными объявлениями – это будни питерской подземки.

Начальник службы организации и развития договорных отношений Петербургского метрополитена Сергей Дубровский затруднился назвать число нелегальных объявлений, ежедневно удаляемых сотрудниками Дистанции по обслуживанию рекламы – структурного подразделения метрополитена. "Несанкционированная реклама появляется всплесками, – сообщил он dp.ru. – В месяц счет идет на тысячи".

Андерграундной в прямом и переносном смысле слова рекламой занимаются главным образом те, кого принято причислять к контркультуре. Это разного рода партии и движения, часто радикального толка, музыкальные клубы, группы, организаторы концертов. При минимальных вложениях они могут рассчитывать на колоссальную эффективность своих кампаний: ежедневно, по данным метрополитена, подземкой пользуются более 2 млн человек.

Главное оружие подземных рекламных войн – химическое. Часто расклейщики используют стикеры на сверхклейкой основе. "Бывает такая клеевая основа, что ее и "химией" не снять, на поверхности царапины остаются, – говорит Сергей Дубровский. – Иногда затраты на снятие одного стикера с плафона составляют от 100 рублей и выше".

Часто незаконные наклейки закрывают легальные рекламоносители. По словам директора по рекламе рекламного агентства "АФКАП" Елены Каменской, случается, что заказчики предъявляют по этому поводу претензии. Однако размер убытков агентства от действий расклейщиков она назвать затруднилась. "Мы стараемся отслеживать появление таких наклеек", – сказала Елена Каменская dp.ru. Сергей Дубровский подтвердил, что сотрудники дистанции по обслуживанию рекламы стараются снимать несанкционированные объявления оперативно.

По закону расклейщиков-нелегалов можно привлечь к административной ответственности. Сотрудники метрополитена составляют протокол, который отправляют в Комитет по транспорту. Штраф за нелегальную расклейку составляет до 20 МРОТ для физических лиц и порядка 100 МРОТ – для юридических. Однако, по словам Сергея Дубровского, "доказать, что конкретный клуб заказал расклейку, практически невозможно". Зато самих расклейщиков поймать скоро станет проще: в метро активно внедряют системы видеонаблюдения.

"Черная расклейка" распространена во всем мире, – рассказал dp.ru директор одного из музыкальных магазинов. – Небогатые клубы и нераскрученные музыкальные коллективы часто используют этот способ, так как легальные афиши для них слишком дороги. К нашему магазину тоже клеят всевозможные объявления, устали их отчищать".// Александр Лобановский

dp.ru