13.11.2006

Сергей Когогин заведет АвтоВАЗ. Гендиректору КамАЗа доверили производство легковых машин



Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин принял решение возглавить АвтоВАЗ. Официальное объявление может быть сделано уже на этой неделе. Кадровая перестановка, вероятно, приведет к введению единого управления для двух автозаводов. Впрочем, не исключено, что назначению господина Когогина будет препятствовать Минэкономразвития, так как единое управление противоречит планам министерства по проведению IPO КамАЗа.

Как сообщил Ъ высокопоставленный источник, близкий к КамАЗу, гендиректор предприятия Сергей Когогин принял принципиальное решение возглавить АвтоВАЗ. Ожидается, что он объявит об этом трудовому коллективу КамАЗа уже на этой неделе. Сейчас господин Когогин находится в отпуске в Объединенных Арабских Эмиратах и выйдет из отпуска завтра. Пресс-секретарь АвтоВАЗа Иван Скрыльник назвал информацию о переходе Сергея Когогина на АвтоВАЗ слухами. Директор по информационной политике КамАЗа Владимир Самойлов заявил Ъ, что "решение об этом пока не принято". По мнению же главы Роспрома, члена совета директоров АвтоВАЗа Бориса Алешина, "переход Сергея Когогина на АвтоВАЗ был бы оправдан, поскольку он является первоклассным специалистом".

По словам источника Ъ, Сергей Когогин получил предложение возглавить АвтоВАЗ от гендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергея Чемезова еще год назад, то есть сразу после прихода управленцев "Рособоронэкспорта" на АвтоВАЗ. Осенью, после создания управляющей компании "Корпоративный центр АвтоВАЗ" (принадлежит заводу на 100%, выполняет функции гендиректора), господин Чемезов вновь предложил Сергею Когогину стать первым лицом на АвтоВАЗе.

По словам собеседника Ъ, Сергей Когогин объявит не о том, что покидает КамАЗ в связи с переходом на АвтоВАЗ, а о готовности возглавить сразу два предприятия. Управленческая схема для этих целей пока не утверждена. По словам источника Ъ, АвтоВАЗ и КамАЗ, в частности, рассматривают возможность создания единой управляющей компании для двух заводов. Если этот вариант будет одобрен, акционеры АвтоВАЗа и КамАЗа на внеочередных собраниях передадут вновь созданной УК функции единоличного исполнительного органа, а Сергей Когогин станет ее гендиректором. По другой версии, господин Когогин может стать руководителем ООО "Корпоративный центр АвтоВАЗа", а на КамАЗе останется в должности председателя совета директоров (сейчас ее занимает глава Минпромэнерго Виктор Христенко). В этом случае назначение господина Когогина главой Корпоративного центра АвтоВАЗа может состояться уже 27 ноября на совете директоров АвтоВАЗа.

Таким образом, под управлением господина Когогина могут оказаться крупнейшие в России производители легковых автомобилей (АвтоВАЗ занимает около 40% рынка продаж) и тяжелых грузовиков (КамАЗ – 37%). Совокупная выручка двух заводов около $7 млрд. По мнению гендиректора консалтинговой компании Hatch-РБС Александра Либерова, за счет консолидации управления АвтоВАЗом и КамАЗом под началом Сергея Когогина "Рособоронэкспорт" надеется получить контроль над обоими предприятиями без непосредственного выкупа их акций. Если АвтоВАЗ уже находится под контролем ФГУП, то судьба КамАЗа сейчас решается. Крупнейшим акционером КамАЗа является Росимущество (34% акций), и глава Минэкономразвития Герман Греф неоднократно заявлял, что госпакет следует "распылить" в ходе IPO. Вариант же управления КамАЗом под началом "Рособоронэкспорта" полностью противоречит этим планам. Таким образом, резюмирует источник Ъ в правительстве Татарстана, Герман Греф наверняка будет противиться назначению Сергея Когогина. Впрочем, у МЭРТа нет своих представителей в совете директоров КамАЗа, а как будут голосовать представители Минпромэнерго, неизвестно – в министерстве ситуацию не комментируют.

При этом приход Сергея Когогина на АвтоВАЗ будет иметь неоднозначные последствия и для этого завода. В частности, источник Ъ на КамАЗе утверждает, что Сергей Когогин приведет с собой свою команду управленцев, и кадровые перестановки будут касаться в первую очередь служб сбыта и снабжения заводом. По мнению господина Либерова, это может означать, что АвтоВАЗ ожидает очередная борьба за распределение квот среди дилеров. С момента прихода на завод команды из "Рособоронэкспорта" руководство сбытовым блоком менялось трижды, крупнейшим дилером без объяснения причин была сделана столичная дилерская компания "Элекс-Полюс", а к началу осени АвтоВАЗ столкнулся с серьезным кризисом сбыта. На складах у дилеров скопился месячный объем реализации – 60 тыс. машин.

Кроме того, приход Сергея Когогина может также затормозить переговоры АвтоВАЗа с иностранными партнерами. Завод с весны ведет переговоры с французским Renault (о создании двигательного производства) и канадской Magna (о разработке новых моделей), однако возможность прихода Сергея Когогина уже стала причиной их задержки. По сведениям Ъ, в прошлую среду совет директоров должен был утвердить Renault и Magna основными партнерами, однако из-за неразберихи в управлении это сделано не было.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, ЛУИЗА Ъ-ИГНАТЬЕВА, Казань

КоммерсантЪ