13.11.2006

Нерусские женщины. В мировой политике женщины осуществляют настоящий прорыв



В результате победы демократов на выборах в США Нэнси Пелоси станет первой в истории женщиной, возглавившей палату представителей конгресса. Число женщин-политиков постоянно растет, и нынешний год стал настоящим прорывом на этом направлении. В этом году мужчины впервые уступили высшие государственные посты в Чили, Либерии и, конечно, в Германии. А следующие два года могут стать поистине эпохальными.

Во Франции президентскую гонку открыла Сеголен Рояль – самый популярный на сегодня политик в стране. И если бы летние президентские выборы состоялись сейчас, согласно опросам, госпожа Рояль победила бы Никола Саркози с перевесом 55% против 42%. Наиболее вероятным кандидатом американских демократов на президентских выборах считается сенатор Хиллари Клинтон. Причем ее соперником от республиканцев может стать глава госдепартамента Кондолиза Райс.

Такое вторжение женщин в высшую лигу американской политики кажется ошеломляющим только на первый взгляд. Сегодня губернаторами пяти штатов из 50 являются женщины. Конгресс созыва 2002 года на 13% состоит из женщин. В 1992 году этот показатель не превышал 3%. В органах более низкого уровня представительство еще выше – женщины занимают четверть всех выборных постов в США.

Но женский прорыв имеет место не только в американской политике. По данным ООН, доля женщин-парламентариев по всему миру в 1975-1995 годах оставалась низкой – около 11%, но к 2005 году выросла в полтора раза, до 16%. А доля женщин на министерских постах с 1995 по 2005 год увеличилась более чем вдвое – с 6,8% до 14,3%. Наибольшее влияние "слабый пол" оказывает на политическую жизнь в Северной Европе – здесь женщины составляют около 40% парламентариев и до 50% министров. Наименьшие показатели в арабских странах – не больше 5% женщин-парламентариев. Россия с показателем 8% гораздо ближе к мусульманским государствам, чем к европейским. Женщин-министров на сегодня у нас нет. Влиятельных женщин в российской политике почти не наблюдается, а те, что есть, разительно отличаются от европейских или американских женщин-политиков. Единственная российская женщина-губернатор Валентина Матвиенко и вице-спикер Госдумы Любовь Слиска гораздо больше напоминают активисток советских времен, чем современных, решительных и подчас дерзких женщин, которые приходят к власти в США и Европе. Даже в бывших республиках СССР можно наблюдать зарождение нового образа женщины-политика, ярким примером которого можно считать Юлию Тимошенко – бывшего премьера и одну из претенденток на высший пост Украины в 2009 году.

Ответ на вопрос, почему российские женщины так мало участвуют в политической жизни и так мало похожи на современных западных политиков, можно в какой-то степени получить, рассмотрев гендерную структуру российского бизнеса. Согласно исследованию Института социологии РАН, посвященному социально-демографическому портрету директоров и владельцев российских предприятий, женщин среди директоров госпредприятий больше, чем мужчин (52% против 48%). Зато среди владельцев и директоров частных предприятий намного меньше – всего 22% против 78%.

Исследователи отмечают, что эта ситуация не случайна. И что даже те женщины, которые имеют собственное предприятие, в ответах на вопросы о важности различных характеристик своей работы оказываются куда ближе к портрету директоров госпредприятий, чем к частным предпринимателям. Директора, как правило, демонстрировали менее либеральные настроения, чем бизнесмены. Последние главными характеристиками своей работы называли ее увлекательность и прибыльность. А директора из госсектора больше внимания уделяли надежности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Те же ответы характерны для женщин-предпринимателей. Неудивительно, что и немногочисленные женщины-политики в России делают ставку более на стабильность, нежели на самостоятельность.

Такая несамостоятельная социальная роль в обществе российским женщинам довольно дорого стоит. В США, к примеру, за последние десять лет реальный заработок мужчин снизился на 2%, а женщин – вырос на 7%. В России ситуация противоположная. Исследователи из ООН отмечали, что для России, как и для целого ряда постсоветских стран, характерна ситуация, когда женщины, будучи даже более образованными, чем мужчины, зарабатывают намного меньше. По мнению экспертов Института социологии РАН, в основе этого явления лежат социологические и демографические особенности России, которые заставляют российских женщин избегать любого риска. Из-за чрезмерной осторожности российских женщин и их боязни перемен в России вряд ли скоро появятся яркие женщины-политики, которые, как показывает опыт развитых стран, способны придать новое качество политическому пейзажу.

КоммерсантЪ