14.11.2006

Коробейники. Если когда-нибудь в России будет создана партия уличных торговцев, она будет иметь неплохие электоральные шанс



В современном мире воинствующего глобализма случаются иногда вещи весьма любопытные и веселые. Например, манифестации уличных торговцев. Особенно часто такие манифестации происходят на территории бывшего СССР- то в Молдавии, то в Грузии, то в России. Полиция, милиция, городская администрация гонят уличных торговцев вон, а уличные торговцы не желают уходить. "Денег нет на бутики!" - говорят они. Растет народное недовольство. Если когда-нибудь в России будет создана партия уличных торговцев, она будет иметь неплохие электоральные шансы. Потому что услугами уличных торговцев пользуются весьма широкие слои населения.

Вам нужна газета? Носки? Ремешок для часов? Пучок укропа? Шоколадка? Все это есть у них, разложено прямо перед носом. В жару и в холод, в дождь и в снег торгуют они товарами народного потребления, незащищенные, юридически несостоятельные, но непоколебимые. ИЧП и ПБОЮЛ- это тот же уличный торговец, только изрядно поиздержавшийся на взятках и купивший передвижной вагончик для транспортировки своего негламурного товара.

Недоделанная традиция

Уличный торговец всегда один на один с властью - у него нет ни профсоюза, ни бухгалтера, никого, кроме самого себя.

Власть пытается его прижать, он - самоорганизоваться.

В последнее время принято отделять уличных торговцев от уличной торговли. Потому что уличная торговля - штука приятная и прибыльная, и компании, как средние, так и мелкие, пытаются освоить этот рынок, отвоевать его у бабки в толстом пальто с лотком сигарет и носков, которая стоит у метро с самого первого дня, как в России наступил капитализм. Правда, вытеснить бабку окончательно, ликвидировать ее как класс все равно не удастся - как бы ни старались компании, мелкие и не очень, получше приодеть и причесать своих коммивояжеров.

Еще в середине 1990-х был популярен бизнес ходоков: в дверь каждого офиса звонили молодые девушки или юноши, предлагая губную помаду или крем для лица, или мыло - и непременно ведущей французской фирмы. Некоторое время бесчисленные бухгалтерши в бесчисленных бухгалтериях охали и вздыхали по поводу флакончиков и коробочек, а затем пресытились. И коммивояжерам перестали открывать дверь. Уличная и мобильная торговля превратилась в назойливое предложение бесконечно ненужного гербалайфа. Традиция не успела сформироваться.

Три огурца по цене одного

Затем возникли торговые точки, являющиеся одновременно людьми. Основной принадлежностью такой торговой точки и одновременно маркирующим отличием был фирменный логотип. Вам предлагали напиток или газету, как правило, в рамках рекламной акции: три бутылки по цене одной или пять газет по цене двух. Торговец был снабжен коряво сочиненным слоганом и искренней улыбкой. Это было мило, не столь назойливо, но тоже не прижилось в холодной стране с девятимесячной зимой. Народ этой страны поистине непостижим и загадочен: в двадцатиградусный мороз он готов есть мороженое, в крайнем случае покупать малосольный огурец с квашеной капустой, но не готов читать газету.

Некоторые эксперты считают, что уличная торговля и вовсе отмирает в России, у нее нет будущего. К примеру, Наталия Балашова, генеральный директор консалтинговой компании Straget, говорит: "Российские покупатели по сравнению с западными теперь отличаются высокой требовательностью в отношении процесса выбора и совершения покупки. По этой причине даже продуктовые магазины формата "дискаунтер" реализуются в России в более мягком варианте. Например, в наших "дискаунтерах" ("Пятерочка", "Копейка" и т. д.) покупателей не ставят в условия, когда им нужно самостоятельно открывать картонные упаковки и доставать товар - он уже выставлен на витрину. Также количество продавцов на одного покупателя в России в целом значительно выше по сравнению с европейскими стандартами. Причина - наши покупатели любят пообщаться с продавцами-консультантами и получить интересующую их информацию. В этой связи уличные торговцы должны демонстрировать более гибкий психологический подход к покупателю - фактически это их единственное конкурентное преимущество. Раньше я встречала даже такой прием: потенциальному покупателю без его согласия клали в руки товар и не соглашались забрать его обратно. Расчет делался на то, что покупатель"свыкнется" с товаром и купит его".

Инициатива наказуема

Приемов может быть множество, однако любая навязчивость, в книжках именуемая маркетинговой стратегией, расценивается как агрессия. Несмотря на отзывчивость российского покупателя в сравнении со среднеевропейским, навязанный ему товар вряд ли вызовет желание этот товар купить. Скорее желание дать в морду продавцу. Все дело в том, что в России, стране традиционно богатой, но с традиционно небогатым народом, беспрестанно ожидающим, что у него отнимут что-то последнее, любая форма адресного маркетинга воспринимается как вид воровства.

"Уличная торговля - это скорее гражданская инициатива, потому что большинство уличных торговцев - это незарегистрированные частные предприниматели, а не торговые представители каких-либо фирм",- полагает президент Московского клуба предпринимателей Людмила Лунькова.

Гражданская инициатива и гражданское общество - первого в России вдоволь, второго не хватает. Наедине с муниципальной милицией уличная торговля в буквальном смысле в уличных боях отвоевывает свое право на жизнь. Городские власти, занятые строительством торговых павильонов, плавно перетекающих в бутики, озабоченные проблемой рынков, тоже не в силах помочь уличной торговле, они скорее вредят ей. Самый малый бизнес становится самым незащищенным. Какая может быть мотивация, кроме голода, когда не хватает либо пенсии, либо стипендии?! Но самое удивительное, что даже в крупных и вполне себе институционализированных компаниях дела с мотивацией низшего звена персонала не то чтобы идут блестяще. Людмила Лунькова свидетельствует: "В крупных компаниях значительная часть штата - уборщицы и бригадиры уборщиц. Низкая зарплата, огромная текучка кадров и огромный отдел персонала, чтобы эти кадры нанимать.

Какая уж тут мотивация? В малом бизнесе, где предприниматель знает в лицо каждую уборщицу и по именам- всех ее детей, обслуживающий персонал работает годами и, что интересно, за те же самые деньги, с которых бегут из крупных компаний. Здесь главная мотивация- доброе отношение к человеку".

Быть или не быть?

Следующий, более высокий уровень доверия - это уровень доверия к домработнице, которая почти член семьи. Но в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы домработниц брать не с улицы и даже не по знакомству, а в специальных агентствах. Обратная связь прочнее, уровень ответственности и безопасности выше.

Такая не украдет фамильное серебро, не запьет, не будет клянчить денег, чтобы вызволить из беды оболтуса-сына.

А стало быть, даже самый малый бизнес сегодня стремится стать крупнее. И потребителю это удобнее: куда как надежнее покупать малосольный огурец в торговом павильоне, где есть весы и электрическая лампочка, а не у румяной бабульки в обмотках, какой бы натуральной она ни казалась.

Та же тенденция действует и в отношении уличной торговли. Никак не централизованная, хаотическая, постоянно воюющая за жизненное пространство с городом и миром, уличная торговля ищет способы почувствовать себя уютнее. Именно поэтому ей нужна крыша над головой.

Пока что мотивация и корпоративная культура в этой сфере бизнеса находятся на пещерном уровне. То же касается цивилизованной формы уличной торговли - сетевого маркетинга. Наталия Балашова отмечает: "Так как такие работодатели не могут гарантировать, что их сотрудник не исчезнет вместе с товаром, то обычно уличным торговцам продают товар по фиксированной оптовой цене и назначают рекомендованные розничные цены. Разницу уличные торговцы оставляют себе - это их заработок. Та же схема действует в компаниях, практикующих сетевой маркетинг".

Вот и вся недолга. Сложно в таких условиях недоумевать, отчего время от времени уличные торговцы устраивают манифестации. Но сам факт этих манифестаций - одно из лучших доказательств того, что формальные стороны бизнеса, включая мотивацию и корпоративную культуру, не пустой звук.

КАРЕН ГАЗАРЯН

Деловая газета "Бизнес"