14.11.2006

Бумаги не все стерпят. Citigroup ждет спада российских IPO в 2007 году и провала – в 2008-м



В 2007 году российским компаниям не удастся привлечь на IPO больше денег, чем в 2006-м, а затем волна размещений акций спадет до уровня 2005 года. Такие выводы делают аналитики Citigroup, которые в опубликованном вчера обзоре перспектив российских IPO утверждают: хотя российские компании едва ли не лучшие на развивающихся рынках, их ажиотажные продажи сегодня – это во многом стремление избежать рисков 2008 года.

Исследование Made in Russia, представленное вчера маркетинговым подразделением Citigroup, Citigroup Global Markets (СGM), является первым выпуском постоянного аналитического продукта, который компания адресует своим клиентам – инвесторам фондов Citigroup во всем мире. Обзор посвящен самой горячей теме на фондовом рынке – российским IPO. Citigroup приходит к печальному для российских владельцев выводу: хотя на 2007 год придется рекордное число российских первичных размещений акций, ожидаемые владельцами компаний сборы будут ниже, чем в 2006 году.

Согласно данным обзора, 16 крупных IPO в 2006 году соберут в сумме порядка $20 млрд – данные включают размещение бумаг "Роснефти". На 2007 год запланировано 32 размещения компаний того же уровня: в их числе IPO Сбербанка, ВТБ, ГАЗа, "Итеры", "Кузбассразрезугля", "Связьинвеста", Магнитки, "Еврохима". Однако сумма, которую, по мнению Citigroup, профинансируют на IPO фондовые рынки, не превысит $18,4 млрд. А на 2008 год аналитики CGM ожидают резкого снижения и числа размещений, и их сборов: 18 размещений и $4,7 млрд сборов.

Снижение популярности первичного размещения акций в CGM объясняют просто: к 2008 году резко вырастут политические риски и макроэкономические риски падения цен на нефть. Оценки CGM по поводу размера "ажиотажа IPO" в 2006-2007 годах, вызванные стремлением собственников еще до 2007 года завершить размещение, довольно консервативны. Так, "Ренессанс Капитал" в обзоре "Ралли конца года" на прошлой неделе отмечал, что с начала года уже 18 российских компаний привлекли на IPO $21 млрд.

Прогнозируя снижение доходов от размещений, CGM тем не менее утверждает, что российские компании – лучшие на развивающихся рынках. В главе обзора, посвященной этой теме и названной вполне в духе времени – "Россия против всего мира",– CGM напрямую доказывает, что российские ценные бумаги в настоящее время являются почти по всем параметрам лидерами мирового рынка IPO на emerging markets. Модель, разработанная CGM для оценки потенциальных перспектив компании при первичном или вторичном размещении, показывает 7-10-процентное преимущество в потенциальной стоимости российских акций и сырьевых, и несырьевых компаний по сравнению со "средним конкурентом по IPO" – компаниями из Восточной Европы и стран Бразилии, Индии и Китая. По уровню недооцененности активов сырьевые компании на 65% привлекательнее аналогов (несырьевые – на 40%), потенциал роста у несырьевых компаний на 17% выше конкурентов (для сырьевых компаний он на 2-3% уступает конкурентам), эффективность управления компаниями на 5-8% выше аналогов.

Правда, утверждают в Citigroup, владельцы российских компаний оценивают стоимость своих активов на 10% дороже, чем конкуренты. И, наконец, CGM резко расходится с другими аналитиками, в числе которых и "Ренессанс Капитал", и Deutsche Bank, и Morgan Stanley, в оценке привлекательности секторов для IPO и вторичных размещений бумаг. Аналитики группы говорят в отчете, что наилучшие перспективы в 2006-2008 годах на размещениях имеют энергетические компании, независимые производители газа и сотовые сети. Далее, в порядке убывания привлекательности – нефтяные компании, банки, горнорудные компании. Хуже всего, по расчетам CGM, перспективы размещения бумаг у розничных торговцев (в списке Citigroup – декабрьское размещение холдинга "Лента", а на 2007 год – "Арбат Престиж", "Дикси", "Евросеть", "Ростик-Групп", "Копейка") и у металлургов (на 2007 год – "Полиметалл", "Магнитка"). Отметим, среди аналитиков 2007 год считается "годом банковских IPO" – на него запланировано размещение бумаг Сбербанка, Внешторгбанка, банка "Возрождение", Газпромбанка и страховщика "Росно". С тезисом о том, что пик российских IPO проходит, согласны и конкуренты Citigroup. Так, Роланд Нэш из "Ренессанс Капитала" говорит, характеризуя последние размещения российских компаний: "Не то чтобы все это было инвестиционными возможностями, которые нельзя пропустить". А в обзоре Citigroup, несмотря на высочайшую оценку активов из России, аналитики оценивают перспективы их размещения в 2006-2007 годах подчеркнуто "нейтрально". "Повышенная осторожность может быть оправдана",– утверждают в CGM, напоминая о рисках выборов 2008 года для бизнеса.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН

КоммерсантЪ