22.11.2006

Газетный рынок Петербурга: расстановка сил



По мнению экспертов, петербургский рынок телегидов заполнен и высококонкурентен, деловой прессы - близок к насыщению, сегмент бесплатных рекламных и информационно-рекламных газет стабилен, а в сегменте общественно-политической прессы практически нет сильных и влиятельных местных игроков.

Как пишет Expedition Media, совокупный тираж всех СМИ категории «телегиды» превышает 1 млн. 700 тыс. экземпляров, и, по мнению участников рынка, наращивать собственные тиражные показатели в такой ситуации нереально. «Перспектив роста нет, потому что население города не увеличивается. Все, кто хочет покупать, покупают, а продавать больше нереально», - говорит Андрей Ковальков, директор по продажам и развитию сети издательского дома «Панорама TV».

Поэтому вектор развития, в частности, этого издания направляется на освоение региональных рынков – например, на ноябрь запланировано открытие филиала в Казани, в целом же в перспективе произойдет «сетевая» экспансия в 9 крупных российских городов.

По информации исследовательской компании «Гортис», на начало октября в Петербурге выходило 6 телегидов – "Панорама TV", "Петербургский телевик", "Петербургский телезритель", "Семь дней", "Телевидение и радио. Программа передач", "Телесемь". В тройке лидеров по охвату аудитории после "Панорамы TV" (аудитория одного номера - 55-60% жителей города) и "Телесемь" (покупает каждый десятый горожанин) стоят "Петербургский телезритель" и "Телевидение и радио. Программа передач".

В целом с сентября 2005 по октябрь 2006, как отмечают исследователи, аудитория большинства телегидов уменьшилась либо осталась на прежнем уровне, за исключением "Телевидение и радио. Программа передач" (рост на 14%) и "Телесемь" (11%).

Несмотря на плотность рынка, новые телегиды продолжают появляться. В октябре, например, международная издательская группа Metro International (проект в Петербурге – газета Metro) запустила бесплатный телегид Metro TV.

По мнению участников рынка деловой прессы, перспективными направлениями для этого сегмента сейчас являются активизация деятельности по организации тематических конференций и переход на полноцветную печать, в том числе развитие цветных тематических приложений.

Среди наиболее популярных деловых газет Петербурга эксперты называют «Деловой Петербург», «Асток-Деловая неделя», а также федеральные проекты «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» и «Ведомости».
 
В октябре 2006 г., по данным Expedition Media, первыми по читательскому охвату были газеты «Деловой Петербург» и «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» (12,5 тыс. экз.). «Структура читателей этих изданий схожа по полу, возрасту, образованию, занятости, профессиональному статусу и материальному уровню, - говорится в комментариях «ИФ «Гортис». - Однако размер аудитории одного номера «ДП» значительно превышает величину данного показателя для «Коммерсанта».

Это можно объяснить тем, что газета «Коммерсантъ» является федеральным изданием, где новостям Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона уделяется меньше внимания, чем в местном «Деловом Петербурге».

Основным конкурентом «Ъ» как на федеральном, так и на региональном рынках является газета «Ведомости».

По мнению экспертов, в Петербурге нет достойной общегородской ежедневной газеты, хотя рынок, в принципе, к появлению такого проекта готов. В качестве основных действующих сугубо местных СМИ данной категории называют ежедневные «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смену», «Невское время» и еженедельник «Час пик».

По словам Константина Микова, главного редактора газеты «Вечерний Петербург»,  тиражи питерских общественно-политических «ежедневок» сегодня не превышают 25 тыс. экземпляров. А местной спецификой, на его взгляд, является отсутствие массовой популярности изданий.

«Читательская аудитория очень маленькая и каждое издание, несмотря на то что каким-то образом себя позиционирует, все равно играет на небольшом рынке. Поэтому не могу сказать, что мы с кем-то конкурируем или рынок еще каким-то образом разделен. Просто в Петербурге часть рынка занимают федеральные московские издания, ни с кем не конкурируя, работает газета «Деловой Петербург», а остальное – это городские газеты, которые делят между собой, все что есть», - говорит Константин Миков.

По данным «ИФ «Гортис», «Аргументы и факты» лидируют по охвату аудитории – газету  читает каждый пятый житель Петербурга в возрасте от 15 до 70 лет. На втором месте по количеству читателей находится «Комсомольская правда» (464 тыс. человек), на третьем – «Комсомольская правда» по четвергам (356 тыс. человек).

«По сравнению с сентябрем 2005 года, у большинства общеинформационных изданий число читателей заметно уменьшилось. Сокращение аудитории на октябрь 2006 года у различных газет колеблется от 13% до 53%. Исключение составляют «Комсомольская правда», «Известия», «Жизнь за всю неделю», «Вечерний Петербург по пятницам», «Вечерний Петербург» и St. Petersburg Times", - говорится в исследовании «Гортиса».

Что касается газет с бесплатным распространением, то, по мнению участников рынка, сегмент стабилен, и эта стабильность сохранится в дальнейшем - как по доле изданий на рекламном рынке (около 23% от всей рекламной прессы), так и по тиражам (от 300 тыс. до 1 млн. 400) и количеству игроков. 

«Если что-то и будет меняться, то только сами газеты. Аудитория становится требовательнее. Читатели хотят видеть больше компаний, оказывающих те или иные услуги, и подробные предложения от них. В связи с этим все больше компаний размещают рекламу типа продукт-прайс с подробным описанием товара, его изображением и действующей ценой», - говорит Григорий Матыжев, директор по маркетингу издательского дома «Экстра-Балт».

Рост читательской аудитории исследователи отмечают в категории информационно-рекламной прессы, где по числу читателей в минувшем октябре лидировали бесплатные газеты Metro и «Мой район».

Эти издания позиционируются как массовые бесплатные информационные СМИ, причем в обеих редакциях отмечают отсутствие в городе серьезной конкурентной среды. А петербургские эксперты называют нишу, в которой работают «Мой район» и Metro, перспективной, в том числе на фоне общего снижения тиражей продаваемой прессы.



adlife.spb.ru