23.11.2006

Gallup Organization проконсультирует Россию



Как стало известно Ъ, американская исследовательская компания Gallup Organization (GO) выходит на российский рынок. Американцы считают, что отсудили у TNS Gallup Oy свою торговую марку и теперь могут работать в России под материнским брэндом. Известная социологическая служба в России планирует сосредоточиться на проектах в области стратегического и управленческого консалтинга. В фирмах-консультантах полагают, что у GO есть шансы закрепиться на этом рынке.

О планах GO выйти на российский рынок Ъ рассказал управляющий директор компании Джим Клифтон. Он рассчитывает, что российский офис GO откроется "в ближайшем будущем". Компания планирует сосредоточиться на проектах в области стратегического и управленческого консалтинга. "Наиболее актуальны для нас проекты, касающиеся лояльности и вовлеченности клиентов и наемных сотрудников,– утверждает Джим Клифтон.– Выгоднее продавать советы, чем просто результаты опросов". Своими конкурентами в этой области он называет компании McKinsey и Boston Consulting Group. "Мы не можем игнорировать Россию, так как проводим опросы по всему миру в рамках проекта Gallup World Poll, в котором задействованы почти 140 стран, где проживает 97% населения мира,– сказал господин Клифтон.– Присутствие России в этом проекте – вопрос принципиальный". По его словам, GO при помощи местных подрядчиков уже проводила в рамках Gallup World Poll опросы в России, а также выполнила отдельные разовые исследования для транснациональных корпораций. Однако открыть свой офис в России компания не решалась: несколько лет она судилась с финской TNS Gallup Oy, чьи дочерние компании TNS Gallup Media и TNS Gallup AdFact также используют имя Джорджа Гэллапа в своих названиях.

В GO утверждают, что судебное разбирательство подошло к концу. "Последнее судебное решение позволяет нам использовать имя Gallup в России на законных основаниях",– полагает Джим Клифтон. В минувшем октябре Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы TNS Gallup Oy на решение Арбитражного суда Москвы от 17 февраля 2006 года. Тогда арбитраж оставил в силе решение высшей патентной палаты Роспатента, аннулировавшей в 2000 году регистрацию товарного знака Gallup финской TNS Gallup Oy. А в апреле 2006 года GO получила свидетельство Роспатента на товарный знак "Институт Гэллапа" в России. В российском офисе TNS, правда, считают, что судебное разбирательство не закончено. "Мы изучаем варианты наших дальнейших действий",– заявил Ъ гендиректор TNS Russia Владимир Гродский.

Компания Gallup Organization основана Джорджем Гэллапом в США в 1935 году. Сегодня представлена в 27 странах. GO не входит в рейтинг 50 крупнейших исследовательских фирм США, составленный Джеком Хономиколом. Оборот компании в 2006 году оценивается более чем в $200 млн. Эксперты рынка маркетинговых исследований удивлены решением GO выступить в России в роли консультанта. "Нам эта компания известна прежде всего как социологическая служба",– сказал гендиректор исследовательской компании ARMI-Marketing Дмитрий Писарский. При этом гендиректор компании Magram Market Research Марина Малыхина называет такой шаг логичным: "Для полноценной исследовательской деятельности пришлось бы разворачивать полноценный отдел полевых работ, а в консультационном бизнесе издержки минимальны".

В консалтинговых фирмах считают, что у GO есть шансы закрепиться на рынке консультационных услуг, так как эта индустрия в России еще не сформировалась. "Она довольно быстро развивается, но здесь еще много незанятых ниш",– сказал заместитель гендиректора группы "РОЭЛ Консалтинг" Святослав Седов. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", объем этого рынка в 2005 году вырос на 40%, превысив $1,37 млрд. Из них на долю услуг в области стратегического и управленческого консалтинга пришлось около 10%. Правда, GO нельзя назвать стратегическим и управленческим консультантом в классическом понимании, она больше сосредоточена на кадровом менеджменте, отмечают эксперты. "Подразделение Gallup Consulting больше специализируется на управлении персоналом и организации тренингов",– отметил заместитель гендиректора аудиторско-консалтинговой компании "Развитие бизнес-систем" Евгений Коновалов. При этом он отметил, что спрос на такие услуги также постоянно растет и в соответствующей нише предложение GO будет востребовано.

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, АЛЕКСАНДР Ъ-ПЛАХОВ

КоммерсантЪ