27.11.2006

Борьбы не будет. Yahoo! с американскими газетами договорился о некоей форме симбиоза



Пока Google продолжает время от времени судиться с издателями печатных СМИ, доказывая, что выводить анонсы новостей в Google News можно и нужно, Yahoo! с американскими газетами договорился о некоей форме симбиоза. В частности, по договоренностям интернет-компания будет делиться с владельцами бумажных газет прибылью от рекламы, чего, кстати, и добивались не так давно от Google бельгийские издатели.
Надо сказать, что к Yahoo! издатели печатных СМИ никаких претензий не предъявляли, то есть это не защитная реакция. Никакого конфликта нет. Зато есть другая неприятность для Yahoo!- в последнее время финансовые показатели компании ухудшались одновременно с бурным ростом конкурентов, в том числе и Google. Так что для этого интернет-гиганта сейчас стоит вопрос по изменению своего бизнеса, усилению позиции на рынке, и вот тут договоренности с газетами оказываются кстати.
Дело в том, что партнерство намечается довольно масштабное. А именно: газеты, создающие огромное количество контента, обязуются на своих сайтах его оптимизировать, чтобы Yahoo! мог его качественнее индексировать. Какие именно меры под этой формулировкой подразумеваются, пока не до конца понятно, за исключением того, что тексты будут помечаться тематическими метками. Далее же этот контент можно теоретически интегрировать в различные сервисы от Yahoo!, например в качественно лучший новостной агрегатор по сравнению с существующими ныне. Кроме того, в самое ближайшее время намечаются всякие мелочи по совместной работе: газеты будут размещать свои вакансии на соответствующем сервисе Yahoo!, на своих сайтах будут внедрять поиск от этой же компании и прочая, и прочая. Собственно, в обмен на все эти шаги издатели газет и станут получать часть рекламных поступлений Yahoo!, естественно, только по тем проектам, в рамках которых идет сотрудничество.
По сути, то, что сейчас происходит между Yahoo! и газетчиками, представляет собой эскиз модели взаимодействия интернет-компаний и традиционных СМИ, которому уже не первый год пытаются привесить ярлык "борьба".
Так вот, никакой борьбы не будет, исключительно сотрудничество! Традиционные медиа останутся наиболее крупными и профессиональными производителями контента всех сортов. В том числе и потому, что для журналистов, редакторов работа в интернет-изданиях считается, скажем так, менее престижной, чем в традиционных СМИ. Но при этом пресловутые "традиционные" издания не всегда умеют хорошо организовать демонстрацию своего чудесного контента в онлайне и заработать на этом денег. А вот в этом как раз хорошо разбираются интернет-компании. В такой ситуации симбиоз вроде того, что начинает создавать Yahoo!, становится более чем логичным, может быть, даже необходимым. А модель, выбранная Google - "мы сами все можем, нашим поисковым роботам не нужна дополнительная помощь",- оказывается в менее выигрышной ситуации. Роботы, конечно, хороши, они могут индексировать и классифицировать контент, создавая некий достаточно качественный метановостной проект. Но в договоренностях Yahoo! роботы на заднем плане, равно как и отдельные проекты, которые они смогут создать. На первый план выходят человеческие связи: между интернет-компанией и газетами и, что важнее, рекламодателями этих газет, которые в будущем могут стать рекламодателями Yahoo!, а тот в свою очередь получит доступ к большей аудитории.
Подобная модель касается не только газет, они в фокусе внимания только на ближайшее время. Далее это может быть сотрудничество с другими медиакомпаниями - вопрос лишь времени и технологий.

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"