04.12.2006

Грузовики-2020 поражают чудесами трансформации



Перевозки грузов автотранспортом настолько отлажены, что ничего действительно нового тут, как кажется, придумать нельзя. Однако это не так. Может, эффективнее будут автопоезда без физических сцепок? А может, грузовой машине не нужна кабина? И окажется ли кабина полезной без собственно автомобиля? Как удобнее грузить товар: сверху или снизу? И куда ставить лошадь?



Chameleon — возможное будущее грузового автотранспорта (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Над этими странными (на первый взгляд) вопросами размышляли участники недавнего дизайнерского конкурса VDA Design Award с подзаголовком "Будущий дорожный транспорт-2020", проводившегося под эгидой Немецкой ассоциации автоиндустрии (VDA) и при поддержке ряда автопроизводителей.

Хотя работы молодых дизайнеров сводились к красивым рисункам, им нельзя отказать в своеобразной логике и продуманности внутреннего устройства транспортных средств. К тому же многие идеи, предложенные авторами проектов-победителей, могут заметно повлиять на картину грузовых перевозок.

Давайте же познакомимся с этими экзотическими автомобилями.

Spidertainer берёт груз в свои "руки" (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Spidertainer берёт груз в свои "руки" (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).
1-й приз в конкурсе VDA завоевал Ин Тао (Ying Tao) из университета искусств в Линце (Kunstuniversität Linz). Его грузовой автомобиль называется Spidertainer, помесь, стало быть, паука и контейнера.

Ин придумал машину, которая может гибко приспосабливаться к форме самых разнообразных грузов, будь то простой параллелепипед, труба или какая-то сложная конструкция.

Грузовой платформы как таковой у авто нет. Вместо неё — система из восьми угловатых манипуляторов, "рук-ног", приводимых в действие, судя по всему, гидравликой.

Четыре из них — это нечто вроде ног: они связывают кабину (стоящую на четырёх колёсах) с отдельной задней осью. Четыре других ("руки") обхватывают сверху груз и поднимают его.

Road Train. Судя по очень лаконичному релизу, его прицепы сами следуют за тягачом благодаря собственной силовой установке и электронной системе "связки" машин (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Road Train. Судя по очень лаконичному релизу, его прицепы сами следуют за тягачом благодаря собственной силовой установке и электронной системе "связки" машин (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).
2-й приз достался Тибору Биро (Tibor Biró) из будапештского университета дизайна (Moholy-Nagy University of Art and Design, Budapest).

Он придумал "Дорожный поезд" (Road Train). По замыслу Биро, этот грузовик должен работать на топливных элементах, а нижняя часть его бортов сделана из мягких материалов — для безопасности при ударе легковушки.

Но главное — составные части Road Train, те, что выглядят на рисунке прицепами. Это самостоятельные машины, следующие в сантиметрах друг за другом благодаря синхронному управлению с общего компьютера и куче датчиков.

Таким образом, простым нажатием кнопки машину можно удлинять (или укорачивать), добавляя новые секции. При этом внутренний объём грузовика будет меняться в пределах от 50 до 300 кубических метров.

3-й приз увёз домой Сас Золтан (Szász Zoltán), также из университета дизайна в Будапеште. Судьям приглянулся его Long Distance Animal Transport — специальный автопоезд для перевозки животных.

Long Distance Animal Transport — воплощение заботы о животных в дальней дороге (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Long Distance Animal Transport — воплощение заботы о животных в дальней дороге (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).
Только внешне он напоминает седельный тягач и "фуру". Обратите внимание на нетрадиционное решение связки тягача и прицепа. Фактически, это единая машина с низким полом.

Внутри — пространство, адаптируемое под различных животных (возможно, речь идёт о передвижных перегородках, но никаких пояснений на этот счёт не даётся), и система выдвижных трапов для погрузки. Хоть лошадей заводите сюда, хоть слонов — всем будет удобно.

К тому же в кузове предусмотрены автономная система вентиляции и поилка.

Однако наиболее, на наш взгляд, продуманная работа в число главных призёров не вошла, а была отмечена в категории "Специальное упоминание".

Это система контейнерных перевозок "Два в одном" (Two In One) Карстена Виллманна (Karsten Willmann) из университета прикладных наук Дрездена (Hochschule für Technik und Wirtschaft, Dresden).

Состоит она из двух самостоятельных автомобилей. Первый — электрическая самоходная кабина в виде бочки (так и называется — "Кабина"). Никаких колёс вроде не заметно. Но они есть — большие кольца размещены в торцах цилиндрического корпуса и охватывают двери. Со всех сторон эти кольцевые колёса прикрыты, кроме небольшого выреза внизу, где они и соприкасаются с дорогой.

Как ездить на двух колёсах, расположенных на одной оси, давно известно: спасибо самокату Segway. Вот и Карстен предусмотрел внутри "систему гироскопов". Впрочем, на стоянке снизу выдвигаются маленькие поддерживающие колёсики. Кстати, принцип "колёса вокруг дверей" практически идентичен строению необычного автомобиля Moovie.

Второй автомобиль — прямоугольная плоская тележка под стандартный контейнер — называется "Автоматически управляемый контейнеровоз" (Container Automated Guided Vehicles — AGV). Внутри находятся источник питания, электромоторы, система управления поворачиваемыми передними колёсами, прочая электроника.

Two In One. В таком порядке водитель приезжает и забирает груз. Пояснения — в тексте (иллюстрации с сайта creative-brain.com).

Two In One. В таком порядке водитель приезжает и забирает груз. Пояснения — в тексте (иллюстрации с сайта creative-brain.com).

Работает комплекс так. Водитель приезжает на склад или в порт на одной кабине. Оформив документы на груз, он получает доступ к электронной системе навигации, которая ведёт точно к его контейнеру. Тот уже заранее погружен краном на одну из свободных тележек (кстати, на относительно безлюдной территории склада AGV может ездить самостоятельно — по командам компьютера).

Далее — самое интересное: нажав кнопку, водитель выдвигает сверху и снизу в задней части своей бочки манипуляторы-якори, которые цепляются за сам контейнер (в верхней точке) и за AGV (внизу). Кабина подтягивается вверх и повисает на передней стенке контейнера.

Теперь управление AGV передаётся в кабину (две машины соединяются электрическими разъёмами), и водитель может спокойно выезжать на трассу.

Карстен полагает, что такая схема значительно облегчит логистику. И будет жизнеспособнее схемы "седельный тягач — полуприцеп", которые, кстати, зачастую никогда не расстаются.

Виллманн не ограничился эскизами своего грузовика и сделал ещё чертежи (иллюстрация с сайта creative-brain.com).

Виллманн не ограничился эскизами своего грузовика и сделал ещё чертежи (иллюстрация с сайта creative-brain.com).

Интересно, что среди отмеченных жюри работ оказался грузовик, соединяющий в себе идеи и Spidertainer, и Two In One. Называется он "Одиссей" (Ulisses, именно в таком написании), а придумал этот автомобиль Богустав Парух (Bogustaw Paruch) из академии изящных искусств Вроцлава (Academy of Fine Arts in Wroclaw).

Ulisses тоже оснащён самоходной кабинкой (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Ulisses тоже оснащён самоходной кабинкой (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).
Как и Two In One, автомобиль Ulisses состоит из двух единиц: самоходной кабины (фактически, городской малолитражки, способной выполнять функцию личного транспорта) и грузовика-транспортёра (без кабины).

У грузовика — мощный хребет и полное отсутствие пола в центральной части. Благодаря сферическим колёсам он легко маневрирует в месте погрузки, наезжает сверху на контейнер (боком) и, также как Spidertainer, подтягивает груз под себя.

Водитель приезжает на своей машинке, и она забирается наверх грузовика по специальному рельсу на его передней поверхности. Далее грузовик отправляется в путь под управлением человека в кабине.

Прибыв же на место, водитель может оставить транспортёр и уехать, не выходя из кабины, домой или за новым грузом.

А вот ещё одна грузовая машина с кабиной на самом верху. Своими чистыми линиями и визуальной мощью судей очаровал "Катящийся дом" (Rolling Home). Его нарисовал Виктор Малакучи (Viktor Malakuczi) из университета дизайна в Будапеште.

Создатель Rolling Home поставил во главу угла аэродинамику и комфорт кабины (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Создатель Rolling Home поставил во главу угла аэродинамику и комфорт кабины (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Грузовик, составленный при помощи сферических шарниров из трёх блоков, по замыслу Виктора, будет сочетать в себе вместительность с хорошей аэродинамикой, а каплевидная кабина должна предоставить водителю максимум комфорта в дальней дороге. Ну и работать всё будет на топливных элементах. Куда ж без них в 2020-м!

Plicar, творение Тобиаса Вольфарта (Tobias Wohlfahrt) из высшей школы изобразительных искусств Саарбрюкена (Hochschule der Bildenden Künste Saar), напротив, не слишком впечатляет внешне. Зато этот грузовик может похвастаться растягиваемым кузовом.

Порожняя машина, придуманная Тобиасом, будет занимать на дороге мало места, а манёвренность у неё будет как у легковушки. Растягиваемая же рама и стенки с гибким занавесом вместо грузовых дверей позволят подстраивать кузов под меняющееся количество товара.

Место водителя Вольфарт расположил посередине кабины — для того, чтобы машину можно было делать одинаково для стран с право— и левосторонним движением.

Plicar — грузовик-гармошка (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Plicar — грузовик-гармошка (иллюстрация с сайта vda-design-award.de).

Наконец, судьи конкурса отметили необычный грузовик-хамелеон (Chameleon), который нарисовал Хай Шань Дэн (Hai Shan Deng) из университета искусств в Линце.

Эта машина представлена на рисунке под заголовком. Здесь автор предусмотрел сочетание замысловатой пространственной структуры и набора упругих и прочных "мембран", закрывающих груз. Кабина водителя также словно подвешена на самом верху, заметно выше отдельного моторного отсека — для лучшего обзора и безопасности.

Создавая облик "дальнобойщика" Chameleon, Дэн учился у природы соединению прочности и податливости. Получилось симпатично, что и отметило жюри.

Денежные премии за первые три места в этом конкурсе составили 2 тысячи, 1 тысячу и 500 евро. Но, думается, куда важнее то, что все победителям — а не только первой тройке! — VDA предоставила возможность стажировки в различных автомобильных и дизайнерских компаниях. Есть шанс, что какой-нибудь настоящий грузовик 2020 года будет очень похож на один из рисунков года 2006-го.

MEMBRANA.RU