13.12.2006

E-покупатели предпочитают раскрученную марку выгодной цене



В топ-двадцатку сайтов-лидеров российской онлайн-торговлки, по версии Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), вошли 13 онлайн-витрин обычных магазинов. Хотя цены на товары и доставку у них зачастую выше, чем у интернет-компаний, покупатели готовы переплачивать за знакомый логотип, - пишет журнал SmartMoney. Игроки рынка спорят с НАУЭТ по поводу абсолютных цифр и надеются, что рациональность покупателей превзойдет маркетинговую мощь конкурентов.

Из отчета НАУЭТ следует, что оборот рынка розничной онлайн-торговли в 2005 году составил $1,02 млрд, объем всей розницы - $243,3 млрд (Росстат). Таким образом, пишет SmartMoney, доля продаж через Интернет в России выходит на уровень США, где на них приходится 2,3% или $84 млрд всего розничного оборота. С оценкой НАУЭТ согласны не все участники рынка - как и в сравнении с США, речь идет об абсолютных цифрах, в разы отличающихся друг от друга. По информации SmartMoney, в Ozon.ru и eHouse интернет-розницу оценивают в $600 млн, а в Softkey.ru - в $2,6 млрд.

Отдельный интерес вызывает структура этого оборота. Большинство интернет-магазинов растут сообразно рынку на 40% в год. При этом обороты интернет-магазина сети "Мир" выросли за прошлый год в 3,5 раза, удвоились продажи на сайтах "Спортмастера", "Связного", - сообщает SmartMoney. С этими показателями тоже спорят: в "Спортмастере" говорят, что НАУЭТ завышает их обороты, а "заниженные" дистрибуторы электронной техники указывают на мелкий опт как основной источник дохода.

Несмотря на критику методов подсчета НАУЭТ, владельцы традиционных каналов сбыта традиционно преобладают и на западном рынке. По информации SmartMoney, 80% топовых интернет-магазинов в США принадлежат крупным розничным сетям и производственным холдингам. Причиной тому не только известность бренда, но и налаженная обширная инфраструктура, за счет которой, впрочем, цена продукта обрастает накрутками.

Интернет-магазины тратят на продвижение немалые деньги, но вкладывают их, опять же, в интернет-рекламу - баннеры, прайс-листы в каталогах. Розничные сети рекламируют свои онлайн-магазины, как и реальные, на биллбордах и в прессе, затрачивая на это в 5-20 раз больше интернет-лидеров, а также используют рекламные возможности своих партнеров-поставщиков. По мнению гендиректора Ozon.ru Бернара Люке, известные розничные сети могут захватить сегменты бытовой техники, аудио-видео и другой электроники, но в продажах компьютеров, книг, CD и DVD нет ярко выраженных невиртуальных лидеров, хотя в будущем крупные сети могут стать серьезными конкурентами. Роман Горшков из 003.ru надеется, что демократичная ценовая политика позволит интернет-магазинам постепенно отвоевать лидерство.

Из 20-25 млн. россиян, пользующихся Интернетом, половина хотя бы раз в квартал совершает там покупки. По оценкам гендиректора Price.ru Аркадия Морейниса, аудитория его сервиса - 1,2 млн. человек, у "Яндекс.Маркета" - 2 млн. Остальные онлайн-покупателей, вместо того, чтобы пользоваться специализированным поиском, идут прямиком на страницы известных им розничных сетей.

Другая причина недоверия покупателей к виртуальным брендам - психологическая: "Делать покупки в сети научились многие посетители Рунета. Но большая часть из них пока ментально не совсем готовы к тому, что основные активы продавца товаров "виртуальные"", — говорит генеральный директор Oborot.ru Павел Коротов. Часть покупателей на сайтах розничных сетей - их же клиенты, обнаружившие более удобный, чем поход в магазин, способ покупки. "Люди привыкли покупать спортивные товары в "Спортмастере", и те, кто хочет найти их в Интернете, тоже идут к нам. Бывает, что клиент сначала заходит в магазин посмотреть на товар и пощупать его руками, а потом заказывает через Интернет", — комментирует Сергей Агибалов, создатель сайта "Спортмастер".

WEBPLANET.RU