14.12.2006

«Евросеть» бежит от российской политики



Евросеть «Евросеть» завершила покупку молдавской розничной сети Eurotel. Одновременно с этим украинское отделение компании объявило о намерении расширить свое присутствие на украинском рынке до 1000 салонов. Судя по всему, так «Евросеть» пытается снизить экономические и политические риски, которые возникают на российском рынке.

Сумма, которую «Евросеть» отдала за Eurotel, не называется. Аналитики оценивают размер сделки примерно в $0,4-$0,5 млн. Сейчас у Eurotel в Молдавии работает 31 салон связи (до конца года их число увеличится до 44), большая часть этих салонов – 25 – в Кишиневе.

Менеджер из отдела PR Восточноевропейского отделения «Евросети» Александр Мельничук рассказал об амбициозных планах компании – она хочет стать лидером еще и украинского рынка мобильных телефонов. «О сделке было объявлено ранее, – добавляет он. – Однако сейчас официально закончено ее оформление».

Это не первая за 2006 год экспансия «Евросети» на рынки сопредельных России стран. Летом компания вышла на прибалтийские рынки под брендом «Ультра», инвестиции в этот проект составили более €10 млн. Тогда целесообразность такого решения вызвала сомнения экспертов, поскольку уровень проникновения сотовой связи в прибалтийских странах превышает 100% и конкуренция между продавцами телефонов очень высока.

Судя по всему, так компания хотела проторить себе путь в Европейский союз. Сейчас филиалы «Евросети» есть в семи странах СНГ – в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, а также в Литве и Эстонии.

В своем желании выходить на зарубежные рынки «Евросеть» не одинока. Некоторые другие заметные продавцы телефонов также проводят – или собираются проводить – агрессивную политику в странах СНГ: к примеру, Dixis давно работает в Казахстане, а DIVIZION – возлагает большие надежды на открытие сетей на Украине, в Казахстане и Белоруссии. По мнению пресс-секретаря DIVIZION Очира Манджикова, российский рынок насытился, динамика продаж мобильных телефонов в стране падает и выход на рынки СНГ – одна из возможностей поддержания высоких темпов роста. Такое же мнение высказал в интервью «Газете.Ru» Сергей Савин, аналитик J’son&Partners: «На российском рынке «Евросети» уже расти некуда».

Иной точки зрения на состояние и перспективы рынка сотовых телефонов в России придерживаются в «Связном» – компания пока не собирается открывать розничные сети в соседних с Россией странах. «Нам достаточно места на территории России», – уверена Елена Ноготкова, пресс-секретарь «Связного». Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин разделяет взгляды Ноготковой: по его словам, на российском рынке места хватит всем. Как рассказал «Газете.Ru» Муртазин, покупка Eurotel – это не только инвестиции в потенциально развивающийся рынок, но и попытка диверсификации бизнеса компании: «В какой-то степени такие покупки – страховка от российских политических и экономических рисков».

Действительно, за последний год рынок мобильных телефонов подвергся нескольким атакам со стороны государства. Например, борьба с «серым» импортом телефонов приводила даже к остановке поставок и последующему росту цен. Сейчас рынок мобильных телефонов стал несколько прозрачнее, однако, скорее всего, продавцов телефонов будут усиленно проверять и дальше, что может сказаться на их финансовом благополучии.

Дальнейшие перспективы компании аналитики оценивают по-разному. К примеру, Савин из J’son&Partners, считает, что от «Евросети» в ближайшее время излишне агрессивной политики ожидать не стоит: компания в первую очередь будет стремиться укрепить свои позиции на уже завоеванных рубежах. С ним не соглашается Эльдар Муртазин, по словам которого, «Евросеть» – компания агрессивная и растущая, и в скором времени постарается полностью покрыть розничными сетями страны СНГ, а также выйти на рынки Восточной Европы. Более того, по мнению Муртазина, нельзя исключать начала продвижения «Евросети» на рынки азиатских стран, в первую очередь, на китайский. Правда, Савин к такой перспективе отнесся скептически: по его словам, работу в азиатских странах сдерживают административные препоны и проблемы с прозрачностью бизнеса.

Напомним, что 6 декабря на пресс-конференции, посвященной объявлению бойкота российских ритейлеров компании Panasonic, председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин упоминал о возможном выходе его компании на индийский рынок.

Тимур Мухаматулин

Газета.RU