15.12.2006

Отравление спиртовым акцизом



Законодательные изменения в сфере спиртосодержащей продукции привели к качественным изменениям на рынке жидкостей для омывания стекол автомобилей. Небольшие производители снизили долю на рынке с 40% до 15%, а сама жидкость подорожала в полтора раза. Впрочем, из-за теплой зимы производители и продавцы терпят убытки.

Нынешней зимой цена на жидкости для омывания стекол автомобилей выросла в полтора раза. Это связано с переходом производителей с этилового спирта на изопропиловый.
С января 2006 года были внесены изменения, касающиеся обложения акцизами операций с денатурированным этиловым спиртом. Согласно им, из перечня операций, не подлежащих налогообложению акцизами, исключена реализация организациями денатурированного этилового спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции. Как отмечают участники рынка, так как непищевой спирт стал подакцизным, многие производители отказались от производства жидкостей для омывания стекол на его основе. Представитель одной из оптовых компаний отмечает, что "акцизность продукта повлекла за собой сильное удорожание, себестоимость производства одного средства жидкости на основе акцизного спирта поднялась в четыре-пять раз до 400-500 руб.". "Никто за такие деньги пятилитровую банку покупать не будет",- добавляет собеседник.

В результате перехода на изопропиловый спирт жидкость подорожала в полтора раза. "Если в прошлом году спрос на изопропиловые жидкости был низким, а четырехлитровая емкость с омывателем на основе этилового спирта стоила 45-55 руб., то сегодня она в среднем стоит 120 руб.",- рассказывает представитель одной из оптовых компаний. "Цены повысились из-за того, что в этом году не выпускаются жидкости с этиловым спиртом, которые были дешевле",- подтверждает один из производителей. Участники рынка связывают удорожание также с повышением стоимости самого изопропилового спирта. "Его производители сразу взвинтили цену на 60-70%",- говорит один из участников рынка.
Его коллега добавляет, что сейчас изопропиловый спирт в дефиците: среди производителей жидкостей идет борьба за квоты от спиртовых заводов.

"Новое законодательство вкупе с введением ЕГАИС вытесняет с рынка мелких производителей, крупные производители тоже не могут делать жидкость по приемлемым рыночным ценам",- говорит представитель оптовой компании. Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков отмечает, что если в начале года доля мелких производителей составляла 40%, то сейчас речь идет о 10-15%. "Если крупные компании могут пережить полгода с убытками и без продаж, то мелкие просто закрываются",- констатирует эксперт.

Впрочем, дефицита этого товара для конечного потребителя жидкостей нет, однако розничные и оптовые предприятия несут убытки. Представитель крупной сети магазинов автозапчастей отметил, что отсутствие на прилавках недорогой жидкости до 70 руб. оборачивается для них потерей части покупателей, которая уходит на черный рынок.
При этом с учетом теплой зимы магазины несут потери - спрос на жидкость резко упал.

Впрочем, Сергей Фильченков считает, что большая часть продаж в рознице приходится на потребителей с высоким уровнем покупательской способности, которые не так чувствительны к ценам, и продажи в розничных магазинах вряд ли будут падать. "Объем продаж этих жидкостей падает у небольших оптовых компаний",- считает аналитик. Источник в одной из таких компаний признался, что продажи снизились на половину.

СЕМЕН ПОЛИВОДА

Деловая газета "Бизнес"