18.12.2006

Дважды марочное молдавское. Молдавия пытается вернуть себе статус производителя качественного алкоголя



Вино Молдавии После того как Владимир Путин снял запрет на импорт молдавского вина в Россию, Молдавия пытается вернуть себе статус производителя качественного алкоголя. Со следующего года бутылки с молдавским вином будут оклеены дополнительной маркой, подтверждающей его качество. Однако подделать эту марку будет достаточно легко.

Молдавия пытается доказать России, что ее винно-водочная продукция улучшилась. С 1 января следующего года всю алкогольную продукцию этой страны, предназначенную для экспорта, будут оклеивать специальной государственной торговой маркой. На молдавской марке можно будет прочитать информацию о производителе бутылки, использованных технологиях и сортах винограда. Об этом рассказал «Газете.Ru» специалист по связям с общественностью агропромышленного агентства «Молдова-Вин» Юрий Мудря. Такая марка с «читабельной» информацией будет кардинально отличаться от российской, где прочитать данные о вине может только сканер, подключенный к базе системы учета алкоголя ЕГАИС. Правда, ЕГАИС пока работает в урезанном режиме и когда начнет функционировать полноценно, неизвестно. Таким образом, теперь на каждой бутылке спиртного из Молдавии будет наклеено две марки: российская – для прохождения ЕГАИС и молдавская – на всякий случай.

«Молдавская марка подтверждает качество и право товара на экспорт с нашей стороны, а разрешение на импорт дает ваша марка», – подчеркнул Мудря. Напомним, что Россия запретила ввоз и продажу на своей территории вин Молдавии и Грузии. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявлял неоднократно, что винно-водочная продукция из этих стран не соответствует высоким требованиям российской торговли. Грузия упорствовала в своем несогласии с эмбарго, а Молдавия пыталась договориться. Недавно на саммите СНГ президенты России и Молдавии договорились, что молдавское вино может поставляться в нашу страну.

Однако на качество продукции заявление двух президентов повлиять, очевидно, не может. Поэтому Молдавия пытается доказать, что качество ее продукции будет гарантированно высоким. Но участники российского рынка сразу заявили, что отсутствие каких-то специальных мер защиты молдавских марок делает подобное нововведение малополезным. Представители российских компаний сочли введение этой марки исключительно политическим шагом.

Постановление о специальной маркировке алкогольной продукции было на днях одобрено на заседании кабинета министров правительства Молдавии, о чем сообщил генеральный директор «Молдова-Вин» Валерий Миронеску. По его словам, принятые меры «станут средством защиты имиджа производителя и молдавской алкогольной продукции в целом. Новые марки позволят осуществлять мониторинг производства, качества и оборота алкогольной продукции, защитить потребителей от приобретения фальсифицированной продукции, блокировать торговлю винодельческой продукцией, не внесенной в Регистр оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

В постановлении правительства подчеркивается, что после 15 января 2007 года вывоз с таможенной территории Молдавии продукции виноделия без государственной торговой марки будет запрещен. Правда, существуют и исключения: разрешается не маркировать вина и коньяки в сувенирных бутылках 0,2, 1,5, 3 и 6 л, алкогольные напитки с содержанием этилового спирта до 7%, а также алкогольные напитки в режиме транзитной таможни, таможенного склада и магазина duty-free.

Выдавать новые марки будет Главная государственная налоговая инспекция Молдовы. На «Молдова-Вин» возложены обязанности продажи марок через Центр учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции экспортерам. Причем производители смогут получить марки только после решения Национального центра проверки качества алкогольной продукции.

Как сообщалось ранее, правительство Молдавии приняло решение о выделении из резервного фонда на печать таких марок около $100 тыс., а еще $8 тыс. правительство направит на формирование уставного капитала Центра учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Как заявил Миронеску, стоимость государственной торговой марки для экспортной продукции пока не определена; например, стоимость российской марки составляет 1,3 руб. Как пообещал Юрий Мудря, цена марки будет известна уже на днях, но пока остается загадкой, насколько введение новых марок повысит цену на каждую бутылку молдавского алкоголя. В российской практике при подготовке марок обещали, что цена продукции в рознице повысится лишь на 0,1–0,2%, на деле же повышение стоимости было гораздо заметнее. По словам специалиста по связям с общественностью агентства «Молдова-Вин», нововведение «повысит цену бутылки, но не намного». По мнению специалиста, проблема состоит в другом: «Можно сказать точно, что вся алкогольная продукция из Молдовы будет дороже, чем раньше. Но пока нашу ценовую нишу заняли российские, болгарские и дешевые французские вина».

При этом сейчас молдавская сторона все же признала, что в России продавалось плохое вино. Генеральный директор «Молдова-Вин» подчеркнул, что молдавская сторона убедилась: на российский рынок попало вино сомнительного качества, но это случилось только из-за посредников, которые продавали контрафактную продукцию.

Российские продавцы алкоголя пока официально не комментируют возможное возвращение молдавского вина на российский рынок. Однако при этом многие заявляют, что поставки молдавского вина сократятся до десяти раз. «Дешевое вино сюда не пустят сами молдаване, а кому оно нужно по стоимости от 100 рублей и выше?» – заявил «Газете.Ru» один из участников рынка.

Анна Дорофеева

Газета.RU