19.12.2006

НТВ насериалити в кальсоны Сталина



Отечественное телевидение изучает прошлое с помощью самых неожиданных жанров. О правлении Сталина НТВ поведает в жанре сериалити. Автор проекта «Сталин. Live» – режиссер первого реалити-шоу «За стеклом» и провального сериала «Рублевка. Live».

Именно Григорий Любомиров познакомил российского зрителя с жанром реалити-шоу. Проект «За стеклом» прошел с грандиозным успехом и вызвал бурные дискуссии на самых разных уровнях – его осуждали лидеры разных конфессий, его комментировали политики, его героев и по сей день помнят зрители. С тех пор реалити-шоу стало одним из ведущих жанров нашего телевидения. В минувшем телесезоне Любомиров сделал попытку произвести еще одну революцию на ТВ, представив новый жанр – сериалити (название происходит от слов «сериал» и «реалити»). Сериал описывал перипетии жизни обитателей престижного подмосковного района. Проект шел с незначительными рейтингами и никакого впечатления ни на религиозных деятелей, ни на политиков не произвел. Не подхватили идею и телевизионщики: сериалити мало кто смог отличить от обычного сериала, плохо сыгранного и некачественно снятого.

Новый проект НТВ снова заявлен как сериалити и снова похож на сериал. Объяснить, чем же сериалити отличается от сериала и в чем здесь реалити, Любомиров так и не смог. «В фильме есть монологи и внутренние дискуссии персонажей, которые объясняют мотивации их поступков» – так безуспешно он попытался найти определение сериалити.

«Сталин. Live», по заявлению Любомирова, – это попытка по историческим документам восстановить самые яркие события правления генералиссимуса. НТВ заявляет, что запускает сенсационный исторический детектив. Телевизионщики обещают разгадать, как написано в пресс-релизе, «пока никем не разгаданные загадки». Например, «загадочная история с гибелью в немецком плену сына Сталина Якова, таинственная история загадочной смерти второй жены Сталина Надежды Аллилуевой, удивительные и загадочные похождения второго сына Сталина – Василия». И, конечно, основная загадка фильма – причина гибели Сталина. Создатель сериала придерживается версии, что Сталина отравили, а комментировать загадку Васиного алкоголизма не стал.

Подобные факты свидетельствуют, что на базе исторического материала НТВ решил сделать продукт в стиле многочисленных детективов и криминальных программ, которыми переполнен эфир канала. Будут в сериале и другие криминально-исторические откровения. Например, первые пять минут первой серии заполнены размытыми апокалиптическими вспышками. Постепенно становится понятно: это ядерный взрыв сносит Кремль. По мнению создателей фильма, такой исполненный тарковщины сон мучил Сталина долгие годы. «Впрочем, сон этот снился товарищу Сталину так часто, что он уже перестал его бояться», – повествует голос за кадром. Так проснувшийся Сталин ведет внутренний монолог. Его тяжелые мысли об атомной угрозе сопровождаются затяжными крупными планами: Сталин сел в кровати, Сталин встал, Сталин налил «Боржоми», Сталин пьет «Боржоми». На роль 74-летнего диктатора Любомиров взял молодого актера Давида Гиоргобиани. Во время кастинга режиссер руководствовался двумя принципами: «Мне было важно, чтобы Сталина играл грузин, потому что Сталин был грузин. И я хотел, чтобы в фильме играли не узнаваемые актеры, а неизвестные. Чтобы не получился Игорь Кваша, играющий Сталина, а получился настоящий Сталин».

В результате Сталин получился не очень настоящий – без знаменитых оспин на напудренном лице, с явно наклеенными усами, в парике и практически без морщин. Плохо получился у грузинского актера Гиоргобиани и акцент Джугашвили. Напрочь лишенная интонации ломаная речь Сталина звучит так невнятно, что порой просто сложно разобрать слова. Не лучше выглядят и другие актеры. Произносимый ими текст существует отдельно от их жестов и мимики, а напряженная музыка только подчеркивает их неуместные интонации. Качество игры и грима режиссер объяснил просто: «Если б я снимал большое кино, все было бы по-другому, но мы снимаем сериал, а сериалы снимаются в таком качестве». А отсутствие оспин на лице Сталина и вовсе показались ему неважной деталью: «Я же снимал не документальное кино. Мне было важно то, что переживал Сталин в последний месяц своей жизни, как жил его дух».

И тут начинается самое интересное. «Я уверен, что в последние месяцы своей жизни Сталин стал снова задумываться о Боге, – заявил Любомиров. – Я не отрицаю, что были репрессии, но Сталин создал великую империю, которой суждено было разрушиться после его смерти. Он это понимал. И старался оставить в умах образ Сталина, который бы все удержал». По концепции режиссера Иосиф Джугашвили был создателем мифа об Иосифе Сталине и понимал, что это два разных персонажа. Причем один из них продолжал величественно сиять во главе империи, а другой ходил в кальсонах и размышлял о Библии.

Кальсоны, кстати, серьезно задели представителя газеты «Завтра», присутствовавшего на презентации проекта. Он упрекнул Любомирова в том, что тот кальсонами опошляет образ великого вождя, поскольку «Сталин был благословлен дланью Господней». Впрочем, такое оригинальное заявление не вызвало у режиссера и тени смущения. «Сталин учился в духовной семинарии, он был очень образованным человеком и в конце жизни много думал о божественном», – отбрил режиссер. «Отчего Иисус торопил Иуду? Отчего просил не медлить? – задает вопрос голос за кадром. – Он не осудил предателя, а торопил его. Может быть, оттого, что устал от происходившей вокруг него мерзости?» «Уставшего от мерзости» Сталина становится даже жалко – таким неестественным и неправдоподобным выглядит Сталин в фильме. Григорий Любомиров, кстати, своего героя тоже жалеет. И, кажется, серьезно по нему тоскует: «На мой взгляд, Сталин – единственный человек в ХХ веке, изучая жизнь и деятельность которого можно духовно наполниться и много для себя понять». Новый проект НТВ можно рассматривать и как вклад в предвыборный процесс.

По словам режиссера, на выборах 2008 года он бы обязательно проголосовал за человека, который был бы способен доказать ему, что может так, как Сталин.

Зрителей НТВ ожидает целых 40 серий о «реальной» жизни диктатора. Но жанр сериалити может породить еще более парадоксальные проекты. По словам Любомирова, он предлагал НТВ проект под рабочим названием «Сахаров. Live». // Алина Ребель

Газета.RU