21.12.2006

Алкогольная инквизиция. Депутаты Мосгордумы предлагают со следующего года приостанавливать деятельность компаний, торгующих алкоголем в местах массового скопления населения



А продажа алкоголя несовершеннолетним и вовсе будет им стоить лицензии. Такие требования предусмотрены законом "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции", принятым вчера Мосгордумой в третьем окончательном чтении.

"В этом законе нуждались контрольные органы Москвы, которые до сих пор не имели возможности контролировать розничную реализацию алкогольных напитков. При этом речь не идет о дополнительных полномочиях контролеров - новым документом им предоставляется возможность адекватно реагировать на случаи продажи алкоголя с нарушением требований",- пояснил "Бизнесу" председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев, напоминая, что по действующему законодательству федеральные органы вправе контролировать производителей алкогольных напитков, а регионы - розничную продажу. Московские власти не стали ограничивать себя в этих правах и даже выступили инициаторами ряда нововведений. В частности, новым документом предусмотрено аннулирование лицензии на основании продажи алкоголя несовершеннолетним. Кроме того, эта мера наказания (аннулирование лицензии) будет применима, в случае если торговля алкогольными напитками осуществляется в запрещенном месте, при отсутствии маркировки и наличии поддельных марок, а также если компания воспрепятствует лицензирующему органу в проведении контроля.

Смягчающее наказание (приостановление лицензии) предусмотрено при продаже алкоголя в местах массового скопления граждан; если компания не представила в указанный срок в федеральный орган власти сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции; и наконец, при несоблюдении установленных минимальных цен на алкогольную продукцию (с подобным предложением об установлении минимальных цен выступает Минфин). Но самым прогрессивным нововведением депутаты считают норму о введении с 2008 года декларированиярозничной продажи алкогольной продукции на территории города.

Участники розничного рынка с сомнением отнеслись к тому, что ужесточением правил торговли возможно будет навести порядок на рынке. "Крупные сетевые магазины и так проверяют регулярно, даже слишком, поэтому новые правила лишь будут отнимать у ритейлеров время",- полагает генеральный директор сети винных супермаркетов "Коллекция вин" Андрей Ткемаладзе. По его словам, предложенные меры, включая декларирование алкогольной продукции, для крупных сетей не проблема. "К декларированию мы и так были готовы уже с 1 января 2007 года, а алкоголем без марок мы не торгуем",- говорит он. Тем не менее, как отмечает эксперт, для мелких розничных точек норма декларирования может оказаться неподъемной. "В таких магазинах зачастую работает одна касса, а о том, чтобы передавать информацию по интернету с помощью электронных ключей, там вообще не слышали",- продолжает он. С этим соглашается и гендиректор сети супермаркетов "Спар" Дмитрий Маслов: "Необходимость декларирования продаж не пугает: у нас мощная ИТ-система, поэтому просто понадобилось дописать к ней модуль". По словам Маслова, в связи с необходимостью декларировать проданную продукцию с 2008 года преимущества получают те компании, которые установили более совершенные автоматизированные системы - у остальных же возрастут затраты на ручной труд.

ОКСАНА КАРПОВА, АННА РЯБОВА

Деловая газета "Бизнес"