26.12.2006

Под грудой мусора. Спам стал настоящим бичом российского Интернета



За последние два месяца специалисты зафиксировали рекордное количество спама в почтовом трафике российского Интернета. 80–85% всех электронных писем представляют собой рекламные предложения и маркетинговые рассылки. Специалисты подсчитали: спам крадет 12 рабочих дней в году у любого сидящего за компьютером человека и приносит ежегодные убытки компаниям в сотни тысяч рублей. Единственный выход из ситуации – жесткое антиспамовское законодательство.

Резкое увеличение спама в электронной почте россиян эксперты связывают с предстоящими праздниками. Стремление «впарить» пользователям Интернета новогодние подарки и путевки в санатории в последние недели увеличило количество спамовских рассылок в сети до 90% всей электронной переписки.

По словам экспертов, такой процент спама – настоящее бедствие. И главное – проблема даже не в «съеденном» трафике, а в снижении производительности труда. Эксперты «Лаборатории Касперского» подсчитали: каждый сотрудник компании, в которой нет антиспам-фильтра, получает ежедневно около 50 рекламных писем. При этом среднее время, затрачиваемое на просмотр и удаление каждого письма, – одна минута. Получается, что ежегодно спам съедает 18 тыс. 250 минут, или 12 рабочих дней. Для наглядности эксперты перевели эти показатели в живые деньги. При зарплате 15 тыс. рублей в месяц человек теряет 9 тыс. в год. Теоретически средняя компания, в которой 100 человек постоянно пользуются электронной почтой, выкидывает на ветер приблизительно 900 тыс. рублей ежегодно.

Но эти потери – только вершина айсберга. В последнее время почти в три раза выросло количество спама, опасного для компьютера. Рекламные предложения нередко сопровождаются различными вирусами, с помощью которых мошенники крадут персональные данные, номера банковских счетов и пароли.

Причем мошенники с каждым днем изобретают новые способы, обойти фильтры и антивирусные программы. Так, одна из тенденций последнего месяца – резкое увеличение доли графического анимированного спама с 12% до 49%. Его особенность в том, что ненужная информация передается в виде нескольких картинок и видеофрагментов. Этот мусор останавливают только специальные фильтры. Спамеры осваивают все новые виртуальные пространства. Уже сегодня 8% от всей информации, передаваемой в системах мгновенных сообщений, таких как QIP, ICQ, Miranda – рекламный и вирусный мусор. 17% комментариев в форумах публичных серверах – рекламная информация. 30% создаваемых виртуальных дневников – маркетинговый ход.

Эти данные крайне беспокоят системных администраторов и экспертов антивирусных компаний. Они убеждены: если в ближайшее время не ввести административную ответственность для распространителей спама, российское виртуальное пространство просто захлебнется в мусоре.

«Я готов внести и поддержать подобный законопроект. Его разработчики могут на меня рассчитывать, – заявил «НИ» член комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков. – На мой взгляд, закон должен обязать компании, занимающиеся рекламной рассылкой, регистрироваться. Мы хотим знать, кто присылает информацию. Тех, кто пытается скрыть свои данные, следует запретить. Кроме того, нужно создать службу, которая следила бы за нарушениями закона. И наконец, предусмотреть меру ответственности нарушителей вплоть до тюремного заключения для самых злостных».

Правда, надежда на то, что Госдума в будущем году примет подобный законопроект, невелика. Единственная до сих пор попытка запретить спам законодательно, состоявшая в июле этого года, не увенчалась успехом.

АЛЕКСАНДР ПОЗДНЯКОВ

Новые Известия